Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Анализ стихотворения: Морская даль во мгле туманной

Афанасий Фет

«Морская даль во мгле туманной…» (1857) — одно из наиболее выдающихся описаний морского пейзажа в русской лирике девятнадцатого столетия. К морской тематике в творчестве Фет пришел не сразу. Интерес к ней возник в 1840-е годы вместе с повышенным вниманием к античной поэзии. Впечатления, положенные в основу большинства стихотворений о море, получены Афанасием Афанасиевичем во время поездки в Италию.

Произведение «Морская даль во мгле туманной…» доказывает безграничные возможности литературы в изображении окружающего мира, максимально точного воспроизведения его особенностей: света, звука, динамики, цвета, атмосферы. Видно, что написано оно человеком, хорошо чувствующим и понимающим природу, бесконечно влюбленным в нее. Для передачи глубины пейзажа Фет использует прием, позже широко распространенный в кинематографе, — взгляд лирического героя, а вместе с ним и читателя, движется плавно, от дальнего плана к ближнему. Выражено это в пристальном наблюдении за единственной волной — от условного ее зарождения до момента, когда она разбивается и ветер на лету разбрасывает подкинутую пену.

Неслучайно появление в произведении чайки. Птицы у поэта часто «озвучивают» пейзаж. Например, на фоне осеннего пейзажа появляются грачи, снегири, синицы, на фоне летнего — малиновки и стрижи, на фоне зимнего — вороны, на фоне весеннего — соловьи, журавли, касатки.

В стихотворении Фет осмысляет глубокую связь человека и моря. При этом море предстает стихией одушевленной. Оно способно транслировать мощную духовную энергию и заряжать ей людей. Море может оказывать сильнейшее влияние на настроение человека, позволяет ему познать свой внутренний мир, обрести гармонию с самим собой и близким окружением.

Фет посвятил морской теме более десятка стихотворений. При ее разработке поэт опирался на достижения европейских романтиков. Тем не менее, в лирике Афанасия Афанасиевича присутствуют явные новаторские черты. Самое главное — Фет едва ли не первым пишет стихотворения, которые можно с небольшой долей условности отнести к жанру марины в его живописном смысле. Многие произведения поэта на морскую тематику — самодостаточный пейзаж, лишенный морально-нравственных и социальных посылов, не служащий антитезой внутреннему миру лирического героя и не выступающий в роли сопоставления с ним. Первостепенная их задача — показать читателям «красоту моря и море красоты».

* * *

 

Морская даль во мгле туманной;

Там парус тонет, как в дыму,

А волны в злобе постоянной

Бегут к прибрежью моему.

 

Из них одной, избранной мною,

Навстречу пристально гляжу

И за грядой ее крутою

До камня влажного слежу.

 

К ней чайка плавная спустилась, –

Не дрогнет острое крыло.

Но вот громада докатилась,

Тяжеловесна, как стекло;

 

Плеснула в каменную стену,

Вот звонко грянет на плиту –

А уж подкинутую пену

Разбрызнул ветер на лету.

 

1857