Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Анализ стихотворения: Сосны

Афанасий Фет

Стихотворение «Сосны» было впервые опубликовано в журнале «Современник» в 1855 году. Время в произведении идет по кругу. Все начинается с весны, сменившей зиму. Этому посвящены первая и вторая строфы. Последнее четверостишие — рассказ о переходе от осени к зиме. Фет описывает смену природных циклов как процесс вечного обновления. Участие в нем преподносится в качестве дара истинной жизни. Из этого вырастает ключевая антитеза стихотворения. Поэт противопоставляет надменные сосны девственным кленам и плачущим березам.

Сосна — дерево вечнозеленое. Во многих культурах оно символизирует бессмертие, долголетие. У Фета сосны олицетворяют неизменность, пребывание вне времени. Лиственные деревья при этом означают способность к переменам. Поэт демонстрирует негативное отношение к соснам. Для него неизменность — это отстраненность от бытия, безжизненность. Вечнозеленые деревья Фет воспринимает как пример холодной красоты. Образ сосны в негативном ключе впоследствии встречается у поэта снова в стихотворении «Еще вчера, на солнце млея…»: Глядя надменно, как бывало, На жертвы холода и сна, Себе ни в чем не изменяла Непобедимая сосна.

По мнению литературоведов, «Сосны» — высказывание Афанасия Афанасиевича в своеобразной творческой дискуссии с Пушкиным. В знаменитом «…Вновь я посетил…» (1835) Александр Сергеевич упоминает три сосны, у корней которых разрослась роща — «племя младое, незнакомое». Создается положительный образ старости, взявшей под свое покровительство юношество. Встречается у Пушкина и другое вечнозеленое дерево — ель. Она у поэта ассоциируется с вечной жизнью природы, продолжающейся даже в зимний период. Достаточно вспомнить стихотворение «Зимнее утро«, в котором «ель сквозь иней зеленеет». Холодную красоту из «Сосен» Фета можно сопоставить с «вечной красой» «равнодушной природы», встречающейся в произведении Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Вот только Александр Сергеевич вечную красоту благословляет, а Афанасий Афанасиевич ее категорически не приемлет.

В подтексте стихотворения Фета скрыт мотив творчества. В первой строфе упоминается «рой живых и сладких грез» — не это ли метафорическое обозначение вдохновения, плодов игры воображения? Рою противопоставляется трезвость сосен — возможно, имеется в виду неспособность человека жить и мыслить творчески, его излишний материализм.

Сосны

 

Средь кленов девственных и плачущих берез

Я видеть не могу надменных этих сосен;

Они смущают рой живых и сладких грез,

И трезвый вид мне их несносен.

 

В кругу воскреснувших соседей лишь оне

Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают

И, неизменные, ликующей весне

Пору зимы напоминают.

 

Когда уронит лес последний лист сухой

И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья, –

Они останутся холодною красой

Пугать иные поколенья.

 

1854