Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Анализ стихотворения: Ты проходишь без улыбки

Александр Блок

В период с 1904 по 1908 год Блок создает цикл стихотворений, получивший название «Город». Посвящен он не именуемому, но вполне очевидному Петербургу. Образ города в лирике Александра Александровича второго периода складывался под влиянием романа Достоевского «Подросток» и сборника Брюсова «Urbi et Orbi». Северная Венеция изображается в качестве места, где до предела истончается грань между иными мирами и объективно существующей реальностью. Сильны в серии эсхатологические мотивы, недаром в роли открывающего произведения выступает «Последний день». В лирике цикла часто встречаются синонимичные антитезы — город противопоставляется природе, солнечный свет — мраку, вольность — несвободе. Петербург воспринимается поэтом как растлитель, насильник. Единственно возможный путь к спасению, который представляется Блоку, — побег. В вышеназванном цикле град Петров тесно связан с темой смерти. Причем имеется в виду не только физическая гибель, но и духовная. Из второго аспекта вырастает сквозной мотив лирической серии — мотив пьянства и пьяного веселья.

«Ты проходишь без улыбки…» — часть цикла «Город». В стихотворении нашло отражение изменившееся, ставшее более реалистичным отношение поэта к женщине. На второй план отходит Прекрасная Дама. Ее место занимает образ Незнакомки. Впрочем, лирический герой Блока по-прежнему ищет в каждой представительнице слабого пола Прекрасную Даму, не покидает его вера в светлое и чистое начало женской души. В произведении «Ты проходишь без улыбки…» ему встречается мама с кудрявым мальчиком. Женщину он сравнивает с Богородицей, мальчугана — с Иисусом Христом. Ему непонятно, что привело их в «черный город». Петербург перемалывает людей, портит, развращает, никого не щадя. Лирическому герою стихотворения страшно представить, что будет дальше с этой женщиной и ее ребенком. Он хочет добиться их внимания, предупредить беду, но «язык бессилен крикнуть». Северная Венеция в цикле «Город» — фантасмагория, обманчивое и призрачное видение. Блок пытается рисовать реальный мир, но картины действительности получаются у него то размытыми и загадочными, то подчеркнуто резкими. Неудивительно, что лирический герой стихотворения «Ты проходишь без улыбки…» видит в петербурженке с ребенком Богоматерь с Младенцем. Чего только не покажется в синем мраке, когда из-за сильного ветра глаза застланы слезами!

* * *

 

Ты проходишь без улыбки,
Опустившая ресницы,
И во мраке над собором
Золотятся купола.

 

Как лицо твое похоже
На вечерних богородиц,
Опускающих ресницы,
Пропадающих во мгле…

 

Но с тобой идет кудрявый
Кроткий мальчик в белой шапке,
Ты ведешь его за ручку,
Не даешь ему упасть.

 

Я стою в тени портала,
Там, где дует резкий ветер,
Застилающий слезами
Напряженные глаза.

 

Я хочу внезапно выйти
И воскликнуть: «Богоматерь!
Для чего в мой черный город
Ты Младенца привела?»

 

Но язык бессилен крикнуть.
Ты проходишь. За тобою
Над священными следами
Почивает синий мрак.

 

И смотрю я, вспоминая,
Как опущены ресницы,
Как твой мальчик в белой шапке
Улыбнулся на тебя.