Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Анализ стихотворения: Глаголы

Иосиф Бродский

Стихотворение «Глаголы», созданное в 1960 году, относится к ранней лирике Бродского. Оно оказало огромное влияние на все дальнейшее творчество поэта. Во-первых, в нем присутствует тема языка, роль которой в лирике Иосифа Александровича сложно переоценить. Во-вторых, «Глаголы» наряду с «Петухами» (1958) и «Рыбами зимой» (1959) входят в триумвират стихотворений, полностью построенных на развертывании метафоры.

В начале анализируемого текста поэт множество раз употребляет слоги «гла» и «гол». За счет такой звукописи ему удается нарисовать перед глазами читателей картину большого муравейника. В нем безликие глаголы «мешают раствор», «таскают камни». Они пытаются возвести город, но получается в итоге только памятник собственному одиночеству. Здесь возникает отсылка к знаменитому стихотворению Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», а также произведениям на эту тему других поэтов.

Основополагающая метафора рассматриваемого текста – глаголы как люди. Причем не просто какие-то абстрактные, а жители Советского Союза. Главная функция глагола – обозначать действие. Граждане СССР обязаны работать. В этом Бродский убедился сам, когда в 1964 году его судили за тунеядство. По завершении процесса поэту назначили наказание – пять лет принудительного труда в отдаленной местности, в роли которой выступила деревня Норенская Архангельской области. В ссылке Иосиф Александрович провел гораздо меньше времени, чем изначально постановил суд, – восемнадцать месяцев. Но вернемся к стихотворению. Итак, у советского человека нет права не совершать определенные действия. Миропорядок установлен, и изменить его нет возможности. Трудовой процесс непрерывен: «Каждое утро они идут на работу…». Трагичный конец неизбежен: …некто стучит, забивая гвозди в прошедшее, в настоящее, в будущее время.

По мнению русского поэта, переводчика и литературоведа Виктора Куллэ, в «Глаголах» Бродский овеществляет знаменитую фразу из гетевского «Фауста»: «Остановись, мгновенье!». В произведение введен образ стихотворца, который представлен как носитель времени. Спустя двадцать пять лет Иосиф Александрович в предисловии к книге Рейна признает личное время поэта тождественным прошедшему времени глагола. Что касается «Глаголов», то в этом произведении Бродским в первый раз предпринимается попытка «объективировать в метафоре само время».

Глаголы

 

Меня окружают молчаливые глаголы,

похожие на чужие головы

глаголы,

голодные глаголы, голые глаголы,

главные глаголы, глухие глаголы.

 

Глаголы без существительных. Глаголы -- просто.

Глаголы,

которые живут в подвалах,

говорят -- в подвалах, рождаются -- в подвалах

под несколькими этажами

всеобщего оптимизма.

 

Каждое утро они идут на работу,

раствор мешают и камни таскают,

но, возводя город, возводят не город,

а собственному одиночеству памятник воздвигают.

 

И уходя, как уходят в чужую память,

мерно ступая от слова к слову,

всеми своими тремя временами

глаголы однажды восходят на Голгофу.

 

И небо над ними

как птица над погостом,

и, словно стоя

перед запертой дверью,

некто стучит, забивая гвозди

в прошедшее,

в настоящее,

в будущее время.

 

Никто не придет, и никто не снимет.

Стук молотка

вечным ритмом станет.

 

Земли гипербол лежит под ними,

как небо метафор плывет над нами!

 

1960