Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Анализ стихотворения: Роттердамский дневник

Иосиф Бродский

Стихотворение «Роттердамский дневник» относится к 1973 году. Создавалось оно в старинном голландском городе Роттердаме. Евгений Рейн в статье «Мой экземпляр «Урании»», отмечал, что строки «…мы пьем вино при крупных летних звездах…» Бродский сопроводил следующим пояснением: «Васко Попа и я». Из этого краткого комментария сделан вывод: «Роттердамский дневник» написан Иосифом Александровичем во время пребывания на Роттердамском поэтическом форуме. Именно там Бродский мог познакомиться с Васко Попа (1922-91) – сербским поэтом румынского происхождения, не слишком известным российскому читателю.

Первая часть стихотворения посвящена одному из самых трагических событий в истории нидерландского города – масштабной бомбардировке. Люфтваффе совершили авиационный налет четырнадцатого мая 1940 года. Он был этапом голландской операции. В общей сложности немецко-фашистские войска скинули на Роттердам порядка ста тонн бомб. Значительное их количество попало на центр города, число погибших жителей – около тысячи. Нападение на Роттердам стало завершающей частью голландской операции. После бомбардировки города нидерландские власти подписали акт о капитуляции.

Для Люфтваффе Бродский подбирает необычное, но весьма точное сравнение. Деятельность германских военно-воздушных сил во время Второй мировой войны поэт сравнивает с плодами творчества Ле Корбюзье (1887-1965) – французского архитектора швейцарского происхождения. Общее у них действительно есть: они кардинальным образом изменили облик европейских стран. Люфтваффе разрушали культурные памятники при бомбардировках, избавляясь от многовекового наследия. Ле Корбюзье создавал новые дома с «прозрачными» фасадами, просматриваемыми насквозь, свободными пространствами этажей, плоскими крышами-террасами. Фирменные приемы архитектора уже давно считаются неотъемлемыми частями современного строительства.

В финальной части стихотворения возникает примечательный мотив инвалидности: Как время ни целебно, но культя, не видя средств отличия от цели, саднит. Некоторые исследователи творчества Бродского связывают эти строки с важным событием – в 1972 году поэт навсегда покинул Советский Союз по настоянию властей. В свете подобных рассуждений культя становится символом отрезанной части жизни, порождающей ощущение пустоты в душе лирического героя.

Роттердамский дневник

 

I

 

Дождь в Роттердаме. Сумерки. Среда.

Раскрывши зонт, я поднимаю ворот.

Четыре дня они бомбили город,

и города не стало. Города

не люди и не прячутся в подъезде

во время ливня. Улицы, дома

не сходят в этих случаях с ума

и, падая, не призывают к мести.

 

II

 

Июльский полдень. Капает из вафли

на брючину. Хор детских голосов.

Вокруг — громады новых корпусов.

У Корбюзье то общее с Люфтваффе,

что оба потрудились от души

над переменой облика Европы.

Что позабудут в ярости циклопы,

то трезво завершат карандаши.

 

III

 

Как время ни целебно, но культя,

не видя средств отличия от цели,

саднит. И тем сильней — от панацеи.

Ночь. Три десятилетия спустя

мы пьем вино при крупных летних звездах

в квартире на двадцатом этаже —

на уровне, достигнутом уже

взлетевшими здесь некогда на воздух.

 

Июль 1973, Роттердам