Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Анализ стихотворения: Сознанье, как шестой урок

Иосиф Бродский

Точное время написания стихотворения «Сознанье, как шестой урок…» до сих пор остается неизвестным. Общепринятая литературоведами датировка его весьма расплывчата — шестидесятые годы двадцатого столетия. Исходя из нее, произведение можно причислить к ранней лирике Бродского. Удивительно, поэту, создавшему столь глубокое и многогранное стихотворение, было немногим больше двадцати лет! Некоторые считают, что «Сознанье, как шестой урок…» — одна из первых заявок Иосифа Александровича на гениальность и место в веках. Любая трактовка этого произведения, даже подкрепленная сотней доказательств, не должна быть признана единственно верной. Анализ стихотворения может быть сделан только в виде перечисления хотя бы малой части версий.

Люди религиозные склонны видеть в нем впечатления Бродского, полученные после прочтения и осмысления главной христианской книги — Библии. Якобы поэт нашел в ней ответы на все вопросы и таким образом воплотил их в лирике. При этом шестой урок иногда сопоставляется с шестой заповедью (в соответствии с Синодальным переводом): «Не убивай». В поддержку этого варианта приводится ряд аргументов. Во-первых, использование религиозной лексики: «погост», «крест», «церковь». Во-вторых, жизнь в стихотворении названа пространством «между двух десниц и в стороны от них». Десницы в данном случае трактуются как руки Господа.

Есть мнение, что «Сознанье, как шестой урок…» — размышление о прозрении. Сознание возвысилось над земным, объяснимым, реально существующим. Оно перешло в другие сферы, обрело шестое чувство, начало познавать мир интуитивно. «Вывод из казенных стен» — освобождение от штампов, общепринятых мнений, давно существующих правил и законов. В таком контексте неслучайным становится использование образа ребенка, нередко встречающегося в поэзии Бродского. В рассматриваемом стихотворении он выступает в роли носителя неокультуренного сознания, дающего близость к небытию. Его взгляд стремится вперед, луна подсказывает путь в новый мир. Что ждет ребенка за забором? Возможно, жизнь, полная открытий, изучения неизведанного, неожиданных прозрений.

Каждое произведение Иосифа Александровича — бескрайний космос, который никогда не будет исследован полностью. Да, лирике его посвящено множество трудов, но, кажется, даже на половину вопросов в настоящее время не дано ответов.

* * *

 

Сознанье, как шестой урок,

выводит из казенных стен

ребенка на ночной порог.

Он тащится во тьму затем,

чтоб, тучам показав перстом

на тонущий в снегу погост,

себя здесь осенить крестом

у церкви в человечий рост.

Скопленье мертвецов и птиц.

Но жизни остается миг

в пространстве между двух десниц

и в стороны от них. От них.

Однако же, стремясь вперед,

так тяжек напряженный взор,

так сердце сдавлено, что рот

не пробует вдохнуть простор.

И только за спиною сад

покинуть неизвестный край

зовет его, как путь назад,

знакомый, как собачий лай.

Да в тучах из холодных дыр

луна старается блеснуть,

чтоб подсказать, что в новый мир

забор указывает путь.

 

1960–е