Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Анализ стихотворения: Потомки пророка

Иван Бунин

Взаимоотношения людей – одна из излюбленных тем в творчестве Ивана Бунина. Этот литератор на протяжении всего своего творчества пытался искренне понять, по каким принципам и критериям мы оцениваем друг друга, чем руководствуемся, выражая свои симпатии и антипатии.

Одним из критериев такой оценки, по мнению автора, является расовая принадлежность человека. Эту тему Бунин поднимает в своем стихотворении «Потомки пророка», написанном в 1912 году. Он удивляется тому, насколько современные люди вероломны и циничны, когда на словах декларируют одни ценности, но в реальной жизни отказываются от них при каждом удобном случае. Речь в данном произведении идет о том, что восточный мир, такой загадочный и манящий, для обычного славянина содержит не только множество открытий, но и является источником неистребимых страхов. В их причинах Бунин не пытается разобраться, но его выводы очевидны – русские не просто боятся южан, но и презирают их только за то, что они совсем другие. Чужая культура, иная религия, непривычный образ жизни – все это вызывает в простом русском мужике необъяснимое чувство досады. Хотя, как точно подмечает Бунин, все мы «любим тростниковые ковры, мы ходим не в кофейни, а в мечети, на солнечные тихие дворы».

Это означает, что восточная культура, богатая своими традициями, не чужда и славянину. Однако признаться себе в этом никто не желает. Более того, русских раздражает «пыльный караван», ступающий в цветущий и благоухающий Дамаск. За этой метафорой кроется банальная истина о том, что славяне попросту не желают видеть обратную сторону медали, они относятся к чужой культуре с потребительской точки зрения, беря из нее то, что им нравится. На все остальное попросту закрываются глаза, и в расчет не берется даже тот факт, что те, кого мы презираем, могут оказаться предками известных пророков, декларировавших в свое время простые человеческие ценности.

Имен к ним обращается Бунин, напоминая всем нам: «Чужому зла не делай, но и очей не поднимай пред ним», Кроме этого, автор, обращаясь к своим соплеменникам, призывает: «Не будь хамелеоном, что по стене мелькает вверх и вниз». Поэт хочет, чтобы русские люди не делили себе подобных по национальному признак, культуре и вероисповеданию, а руководствовались в своей жизни здравым смыслом и оценивали других объективно. Но Бунин понимает, что предубеждения, которые формировались столетиями, искоренить будет очень сложно.

Потомки пророка

 

Не мало царств, не мало стран на свете.
Мы любим тростниковые ковры,
Мы ходим не в кофейни, а в мечети,
На солнечные тихие дворы.

 

Мы не купцы с базара. Мы не рады,
Когда вступает пыльный караван
В святой Дамаск, в его сады, ограды;
Нам не нужны подачки англичан.

 

Мы терпим их. Но ни одежды белой,
Ни белых шлемов видеть не хотим.
Написано: чужому зла не делай,
Но и очей не подымай пред ним.

 

Скажи привет, но помни: ты в зеленом.
Когда придут, гляди на кипарис,
Гляди в лазурь. Не будь хамелеоном,
Что по стене мелькает вверх и вниз.