Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Анализ стихотворения: За всё тебя, Господь, благодарю!...

Иван Бунин

Бунин был человеком, который многого не мог принять в окружающих его людях, обществе. Сохранилось немало свидетельств негативного отношения Ивана Андреевича к другим писателям (Есенину, Бабелю, Эренбургу, Пильняку), некоторым литературным явлениям (штампам, лирическим концовкам рассказов), реформе орфографии, проведенной коммунистами, культу Пушкина. Перечислять можно еще долго. Христианские добродетели – смирение, любовь к ближнему, всепрощение – считались Буниным идеалами высокими и практически недостижимыми, а не неотъемлемыми свойствами человеческой натуры. Сам Иван Андреевич гораздо лучше относился к природе, чем к людям. Естественно, это не могло не отразиться на его лирике, посвященной религиозной тематике. Душевную гармонию Бунин-поэт ощущал в единение с природой, а не с представителями рода человеческого. Господа он зачастую восславлял именно за дарованную им возможность обретения этой гармонии.

Религиозная тематика в поэзии Бунина играет важнейшую роль. Она заявлена уже в ранних произведениях. В качестве примера можно привести юношеские опыты Ивана Андреевича: «Под орган душа тоскует…» (1889), «Ангел» (1891), «Троица» (1893).

Стихотворение «За всё Тебя, Господь, благодарю!..» было впервые опубликовано в седьмом номере журнала «Мир Божий» за 1901 год под заглавием «На закате». По общепринятому в кругу литературоведов мнению, написано оно было под влиянием религиозной лирики Лермонтова. В частности, речь идет о произведении «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837). Для лирических героев обоих стихотворений в роли посредника при общении с Творцом выступает природа. Впрочем, Бунин идет дальше своего коллеги-предшественника. У него природа – одна из форм проявления божественного на земле. Душевное состояние лирического героя способно кардинально меняться после соприкосновения с ней: ежедневные тревоги и печали удаляются, их место занимает желание жить, несмотря на невзгоды. Даже в одиночестве обнаруживается особенная прелесть. Бунин использует кольцевую композицию – в первых и последних строках лирический герой обращается к Господу. При этом характер обращения меняется. В финале появляется местоимение «тобой», написанное с большой буквы, относящееся к Богу и выделенное авторским знаком препинания – тире. С его помощью лирический герой становится будто ближе к Творцу, нежели в начале стихотворения.

За всё тебя, Господь, благодарю!...

 

За всё тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

 

Я одинок и ныне - как всегда.

Но вот закат разлил свой пышный пламень,

И тает в нем Вечерняя Звезда,

Дрожа насквозь, как драгоценный камень.

 

И счастлив я печальною судьбой,

И есть отрада сладкая в сознанье,

Что я один в безмолвном созерцанье,

Что я все чужд и говорю - с Тобой.

 

1901