Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Анализ стихотворения: Какой-нибудь предок мой был — скрипач

Марина Цветаева

В 1915 году Цветаева создала текст, придерживаясь традиций «жанра» поэтической родословной, — «Какой-нибудь предок мой был — скрипач…». Кто скрывается за многогранным образом наездника, вора, ласкового любовника, плохого товарища, труса, человека, продавшего черту душу за грош? Главное — скрипача, не владеющего музыкальным инструментом? Есть версия, что Марина Ивановна имела в виду цыгана. Верность этого предположения подтверждается контекстом творчества поэтессы. По мнению литературного критика Глеба Струве, Цветаева у Пушкина больше любила романтических «Цыган», нежели «Медного всадника» и «Евгения Онегина». Недаром один из циклов Марины Ивановны назван «Мариула», что отсылает читателей к знаменитой поэме Александра Сергеевича. Цыганская тематика в цветаевской лирике восходит не только к Пушкину, но и к Блоку. Разрабатывая ее, поэтесса утверждает нерасторжимость добра и зла как признак разнообразия жизни. Цыгане в стихотворениях Марины Ивановны — воплощение всесторонней отдачи любви, природе, творчеству. Цветаева провозглашает сходство поэтов с представителями вольного народа. И первые, и вторые не вписываются в рамки обыденной жизни, размеренной и подчиняющейся скучным правилам. Кроме того, они наделены даром заклятий и пророчеств. Если принять во внимание вышеназванные тезисы, то становится понятно, почему среди своих предков Марина Ивановна желает видеть скрипача — человека свободного, подверженного страстям, склонного к бродяжничеству, влюбленного едва ли не во всех молодых женщин сразу.

Стихотворение «Какой-нибудь предок мой был — скрипач…» состоит из семи четверостиший. Каждая строфа конкретизирует центральный образ произведения, дает ему дополнительные характеристики. Важную роль играет ирония. Сначала Цветаева утверждает, что предок ее был скрипачом. В финале поэтесса приходит к неожиданному выводу — курчавый, горбоносый и желтоглазый герой произведения, гибкостью похожий на кошку, на самом распространенном струнном смычковом инструменте играть не умел.

Песенность, свойственная лирике Цветаевой, проявилась и в стихотворении «Какой-нибудь предок мой был — скрипач…». Недаром произведение это было не раз положено на музыку. В частности, существует композиция известного российского барда Екатерины Болдыревой. Также интерес представляет рэп-версия, сделанная молодой артисткой, выступающей под псевдонимом Настя NOisy.

* * *

 

Какой-нибудь предок мой был — скрипач,
Наездник и вор при этом.
Не потому ли мой нрав бродяч
И волосы пахнут ветром!

 

Не он ли, смуглый, крадет с арбы
Рукой моей — абрикосы,
Виновник страстной моей судьбы,
Курчавый и горбоносый.

 

Дивясь на пахаря за сохой,
Вертел между губ — шиповник.
Плохой товарищ он был,-лихой
И ласковый был любовник!

 

Любитель трубки, луны и бус,
И всех молодых соседок…
Еще мне думается, что — трус
Был мой желтоглазый предок.

 

Что, душу чeрту продав за грош,
Он в полночь не шел кладбищем!
Еще мне думается, что нож
Носил он за голенищем.

 

Что не однажды из-за угла
Он прыгал — как кошка — гибкий…
И почему-то я поняла,
Что он — не играл на скрипке!

 

И было всe ему нипочем, —
Как снег прошлогодний — летом!
Таким мой предок был скрипачом.
Я стала — таким поэтом.