Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Анализ стихотворения: Облачко

Марина Цветаева

После смерти Марины Цветаевой родственники и друзья буквально по крупицам восстановили ее архив, в котором нашли автограф стихотворения «Облачка». Дата создания это произведения неизвестна, однако оно, предположительно, было написано между 1906 и 1920 годами. Поначалу кажется, что его авторство принадлежит девочке-подростку, и в это легко можно было бы поверить в том случае, если бы стихотворение написал кто-то другой, а не Цветаева. Отличительной чертой ее поэзии была рассудительность и стремление казаться взрослой в ранний период творчества, а также некоторая простота и наивность, проскальзывающая в более поздних произведениях.

Предположительно, «Облачко» было создано в Коктебеле, где любила отдыхать Марина Цветаева. Примечательно, что именно здесь она познакомилась со своим будущим супругом Сергеем Эфроном. Это был период прощания поэтессы с детством, когда она вдруг ясно осознала, что самый важный период жизни уходит в прошлое, а впереди ждет неизвестность, пугающая и волнующая одновременно.

Наивная и слегка гротескная манера повествования в «Облачке» объясняется именно этой причиной: Цветаева пытается хотя бы мысленно вернуться в детство и испытать те же чувства, что и много лет назад. Однако вместо этого на нее накатывает грусть. Автор пытается понять, с чем это связано и вдруг осознает, что в тот момент, когда облачко «выплыло вдруг, розовея последним огнем», ее ощущения никак не были связаны с этим явлением. «Я поняла, что грущу не о нем», — подчеркивает поэтесса. Развивая эту мысль, она приходит к выводу, что стала жертвой ностальгии по прошлому. «Я грущу о себе», — признается Цветаева, удивляясь этому ощущению и, одновременно, не желая с ним расставаться.

Что именно вызвало в душе поэтессы бурю эмоций и слезы на глазах, даже для нее самой остается загадкой. Однако Цветаева все же приходит к выводу, что в обычном облачке она увидела не просто образ из своего детства, а нечто гораздо большее. «И закат мне – почудился раем», — отмечает автор. Образы наслаиваются один на другой, и вот уже создается четкая взаимосвязь между облачком и закатом, детством и тем самым раем, в который стремится душа каждого человека. Однако Цветаева приоткрывает завесу тайны, намекая на то, что рай на земле был всем нам доступен тогда, когда мы били маленькими. Но понимание этой простой истины приходит к человеку лишь с возрастом, тогда, когда что-либо вернуть или же изменить уже невозможно.

Облачко

 

Облачко, белое облачко с розовым краем
Выплыло вдруг, розовея последним огнем.
Я поняла, что грущу не о нем,
И закат мне почудился — раем.

 

Облачко, белое облачко с розовым краем
Вспыхнуло вдруг, отдаваясь вечерней судьбе.
Я поняла, что грущу о себе,
И закат мне почудился — раем.

 

Облачко, белое облачко с розовым краем
Кануло вдруг в беспредельность движеньем крыла.
Плача о нем, я тогда поняла,
Что закат мне — почудился раем.