Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Анализ стихотворения: О письма женщины, нам милой!

Николай Некрасов

В 1842 году Некрасов познакомился с Авдотьей Панаевой, женой писателя Ивана Панаева. Красавица-брюнетка сперва не ответила на чувства Николай Алексеевича. Тем не менее, позже ему удалось добиться взаимности. Так начался один из самых странных романов в литературной России девятнадцатого столетия. Авдотья Яковлевна, ее муж и Некрасов начали жить вместе. Столь необычный союз продержался около шестнадцати лет. Естественно, он осуждался общественностью. От Николая Алексеевича отвернулись многие друзья и знакомые. Несмотря на это, в отношениях с Авдотьей Яковлевной писатель был счастлив. Панаева даже родила ему ребенка в 1849 году, но долго малыш не прожил. Считается, что это трагическое событие оказало сильнейшее негативное влияние на дальнейшее развитие романа. В 1862 году скончался Иван Панаев, после чего Авдотья Яковлевна ушла от Николая Алексеевича.

Своей возлюбленной Некрасов посвятил так называемый «панаевский цикл». В него входит и стихотворение «О письма женщины, нам милой!», датированное 1852 годом. В произведении поэт рассказывает об отношениях любящей пары. Лирический герой не решается сжечь письма, полученные от обожаемой женщины. При этом он понимает, «что правды в них и проку мало», сравнивая послания с праздным детским лепетом. Почему же мужчина не в силах избавиться от писем? Почему по-прежнему бережно хранит их в портфеле? Ответ прост — они служат напоминанием о прекрасном прошлом, выступают в роли «поблекших цветов с могилы погибшей юности». Сходные мотивы встречаются в более поздних стихотворениях Некрасова, также посвященных Панаевой, — «Письма» (1855), «Прощанье» (1856), «Горящие письма» (1877).

Любовная лирика Николая Алексеевича особняком стоит в русской поэзии. Часто характеризуют ее как «прозу любви». Также широко распространено определение, данное Чернышевским, — «поэзия сердца». В стихотворениях Некрасов создает особенный мир, наполненный неистовыми страстями, безудержной ревностью, угрызениями совести, попытками самоутверждения. В некоторой степени мир этот близок героям романов Достоевского. К сожалению, любовная лирика Некрасова не так известна широким массам, как его поэзия, пропитанная гражданским пафосом. Возможно, для нее просто не пришло еще время.

* * *

 

О письма женщины, нам милой!

От вас восторгам нет числа,

Но в будущем душе унылой

Готовите вы больше зла.

Когда погаснет пламя страсти

Или послушаетесь вы

Благоразумья строгой власти

И чувству скажете: увы!

Отдайте ей ее посланья

Иль не читайте их потом,

А то нет хуже наказанья,

Чем задним горевать числом.

Начнешь с усмешкою ленивой,

Как бред невинный и пустой,

А кончишь злобою ревнивой

Или мучительной тоской...

 

О ты, чьих писем много, много

В моем портфеле берегу!

Подчас на них гляжу я строго,

Но бросить в печку не могу.

Пускай время мне доказало,

Что правды в них и проку мало,

Как в праздном лепете детей.

Но и теперь они мне милы –

Поблекшие цветы с могилы

Погибшей юности моей!

 

1852