Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Анализ стихотворения: Старая актриса

Николай Заболоцкий

Стихи Николая Заболоцкого наделены глубинным философским смыслом. Этот поэт умел не только подмечать наиболее важные моменты жизни, но и проводить параллели меду событиями и явлениями. Именно по этой причине над каждым произведением автора приходится задумываться, чтобы понять, какой смысл он вкладывал в ту или иную строчку.

Человек настолько многогранен и непредсказуем, что даже такой тонкий знаток душ, как Николай Заболоцкий, не берется давать оценку тем или иным поступкам. Он может лишь констатировать факты, выступая в роли стороннего наблюдателя. И этот непредвзятый взгляд на события и явления помогает постичь суть вещей, которые предстают совсем в ином ракурсе. Таким является и стихотворение «Старая актриса», написанное в 1956 году. Автор умышленно не называет имен, так как созданный им образ может подойти ко многим служительницам Мельпомены. Тем не менее, поэт мастерски показывает, что обычная с виду женщина может не только блистать на сцене, но и покорять сердца миллионов людей теми образами, которые она создает.

Комната, в которой живет старая актриса, словно бы является продолжением сценических декораций. Она выдержана в стиле ампир, и «шнурками затянуты кресла», словно корсеты модных барышень. Вот только ее хозяйка, без грима и нарядов, напоминает щегла, беззащитного и загнанного в угол житейскими обстоятельствами. Описывая внешность той, которая когда-то была кумиром нескольких поколений, автор отмечает: «Что-то было нездешнее в каждой черте этой женщины, юной и стройной». В ее жилах явно текла кровь пылких и темпераментных южан, которая дает знать о себе по сей день. Ведь из ослепительной женщины, способной одним взглядом пленять мужские сердца, актриса превратилась в старуху, которая своими капризами изводит окружающих.

Она живет в квартире, которую еще при жизни превратила в собственный музей, рассчитывая таким образом вернуть прошлое. «Здесь картины, портреты, альбомы, венки, здесь дыхание южных растений», — так поэт описывает последнее пристанище своей героини. При этом он старается быть объективен, отмечая, что старухе по хозяйству помогает юная племянница-сирота, которой тетка отвела крохотную каморку в подвале. Столь жестокой обращение с девочкой никак не вяжется с образом героини многочисленных фильмов и спектаклей. Даже юная племянница с трудом пытается отыскать сходство между этой злобной старухой и настоящей принцессой, изображенной на многочисленных портретах. Однако ни у девочки, ни у автора нет ответа на вопрос, почему, «поражая нам чувства, поднимает над миром такие сердца неразумная сила искусства».

Старая актриса

 

В позолоченной комнате стиля ампир,

Где шнурками затянуты кресла,

Театральной Москвы позабытый кумир

И владычица наша воскресла.

 

В затрапезе похожа она на щегла,

В три погибели скорчилось тело.

А ведь, Боже, какая актриса была

И какими умами владела!

 

Что–то было нездешнее в каждой черте

Этой женщины, юной и стройной,

И лежал на тревожной ее красоте

Отпечаток Италии знойной.

 

Ныне домик ее превратился в музей,

Где жива ее прежняя слава,

Где старуха подчас удивляет друзей

Своевольем капризного нрава.

 

Орденов ей и званий немало дано,

И она пребывает в надежде,

Что красе ее вечно сиять суждено

В этом доме, как некогда прежде.

 

Здесь картины, портреты, альбомы, венки,

Здесь дыхание южных растений,

И они ее образ, годам вопреки,

Сохранят для иных поколений.

 

И не важно, не важно, что в дальнем углу,

В полутемном и низком подвале,

Бесприютная девочка спит на полу,

На тряпичном своем одеяле!

 

Здесь у тетки–актрисы из милости ей

Предоставлена нынче квартира.

Здесь она выбивает ковры у дверей,

Пыль и плесень стирает с ампира.

 

И когда ее старая тетка бранит,

И считает и прячет монеты, –

О, с каким удивленьем ребенок глядит

На прекрасные эти портреты!

 

Разве девочка может понять до конца,

Почему, поражая нам чувства,

Поднимает над миром такие сердца

Неразумная сила искусства!

 

1956