Анализ стихотворения: Фонарики
Валерий Брюсов
Синдром нового столетия коснулся многих русских поэтов на рубеже 19 и 20 веков. Некоторым из них будущее предвиделось мрачным и зловещим, для чего действительно были весьма веские основание. Другие литераторы, наоборот, с радостью делали шаг в будущее, предвкушая, как вскоре изменится мир, но не отдавая себе отчета в том, что любые общественные волнения неизменно заканчиваются кровопролитием. Валерий Брюсов ничего особенного от нового века не ждал, так как понимал – все, что должно произойти, непременно случится, хочет он того, или же нет. Такое философское отношение не только собственной жизни, но и к судьбе всего мира, было свойственно Брюсову, так как он убедился в существовании фатума – судьбы, от которой никому из нас не уйти. Поэт много раз убеждался в том, что она может быть коварной, отбирая жизнь у самых близких и дорогих людей, или же весьма благосклонной, даря славу, признание и высокое положение в обществе. Но переломить ее невозможно, и в сложных жизненных ситуациях нужно покоряться тому, что будет, не пытаясь что-то изменить.
Свои философские взгляды на жизнь поэт изложил в стихотворении «Фонарики», написанном в 1904 году. В образе веселых и разноцветных лампочек с причудливыми абажурами Брюсов представил историю человечества, и фонарики стали ее своеобразными вехами – столетиями. Оказалось, что у каждой эпохи есть свой цвет и своя форма.
Так, древнюю Ассирию поэт увидел багряной и словно бы утопающей в крови. Желтые квадратные фонарики – символ Древнего Египта с его вечными песками и пирамидами. В свою очередь, «Рим, свет ослепительный одиннадцати чаш» поэт окрасил в белый цвет – именно такими были одежды знати и воинов в этой стране на протяжении многих столетий. «Век Данте — блеск таинственный, зловеще золотой… Лазурное сияние, о Леонардо, — твой!..», — отмечает поэт. Он подчеркивает, что у каждой эпохи оказался свой оттенок и особый символ. Так, Французская революция у него ассоциируется с блеском молний, а прошедший 19 век напоминает «беспламенный пожар».
Блуждая по аллее времени, украшенной фонариками-столетиям, автор неожиданно останавливается и понимает, что впереди его ждет «сумрак отдаления торжественен и строг». Это – будущее, которое покрыто завесой тайны, и ему поэт искренне молится о том, чтобы оно зажглось яркими фонариками, освещающими дорогу тем, кому доведется ее пройти, не оглядываясь назад.
Фонарики
Столетия - фонарики! о, сколько вас во тьме,
На прочной нити времени, протянутой в уме!
Огни многообразные, вы тешите мой взгляд...
То яркие, то тусклые фонарики горят.
Сверкают, разноцветные, в причудливом саду,
В котором, очарованный, и я теперь иду.
Вот пламенники красные - подряд по десяти.
Ассирия! Ассирия! мне мимо не пройти!
Хочу полюбоваться я на твой багряный свет:
Цветы в крови, трава в крови, и в небе красный след.
А вот гирлянда желтая квадратных фонарей.
Египет! сила странная в неяркости твоей!
Пронизывает глуби все твой беспощадный луч,
И тянется властительно с земли до хмурых туч.
Но что горит высоко там и что слепит мой взор?
Над озером, о Индия, застыл твой метеор.
Взнесенный, неподвижен он, в пространствах - брат
звезде,
Но пляшут отражения, как змеи, по воде.
Широкая, свободная, аллея вдаль влечет,
Простым, но ясным светочем украшен строгий вход.
Тебя ли не признаю я, святой Периклов век!
Ты ясностью, прекрасностью победно мрак рассек!
Вхожу: все блеском залито, все сны воплощены,
Все краски, все сверкания, все тени сплетены!
О Рим, свет ослепительный одиннадцати чаш:
Ты - белый, торжествующий, ты нам родной, ты наш!
Век Данте - блеск таинственный, зловеще золотой...
Лазурное сияние, о Леонардо, - твой!..
Большая лампа Лютера - луч, устремленный вниз...
Две маленькие звездочки, век суетных маркиз...
Сноп молний - Революция! За ним громадный шар,
О ты! век девятнадцатый, беспламенный пожар!
И вот стою ослепший я, мне дальше нет дорог,
А сумрак отдаления торжественен и строг.
К сырой земле лицом припав, я лишь могу глядеть,
Как вьется, как сплетается огней мелькнувших сеть.
Но вам молюсь, безвестные! еще в ночной тени
Сокрытые, не жившие, грядущие огни!
1904