Анализ стихотворения: Отреченье
Валерий Брюсов
«Отреченье» — стихотворение, написанное в 1896 году и относящееся к раннему творчеству Брюсова. Оно входит в последнюю часть сборника «Me eum esse» («Это – я»), увидевшего свет на закате девятнадцатого столетия. В этой книге лирический герой представлен в роли отстраненного мечтателя, человека, пытающегося максимально далеко держаться от жизни реальной. Современный ему мир он считает ничтожным, грязным и недостойным внимания. Подобными мыслями пропитано и «Отреченье». Некий Голос, «угрюмый оракул», призывает лирического героя навсегда забыть о прошлых надеждах и чувствах, отказаться от них в пользу материй более возвышенных. На первый план должны выйти «грезы искусства» и поиски «только вечной любви». Путь человека творческого преподносится как путь отречения, не имеющий конца. В строках этих, написанных 23-летним Брюсовым, явно просматривается юношеский максимализм. Позже период, к которому относится создание сборников «Chefs d’oeuvre» («Шедевры») и «Me eum esse», сам Валерий Яковлевич назовет декадентским.
Тематически «Отреченье» пересекается с одним из самых известных произведений Брюсова «Юному поэту». Обратите внимание на первый совет оттуда: …не живи настоящим, Только грядущее – область поэта. Теперь посмотрим на начало анализируемого текста: Как долго о прошлом я плакал, Как страстно грядущего ждал…
В раннем творчестве Брюсов провозглашал борьбу с патриархальным миром, одряхлевшим, устаревшим, доживающим последние дни. У ненавистных современников он не искал поддержки. В предисловии к «Chefs d’oeuvre» Валерий Яковлевич писал, что сборник этот завещан «вечности и искусству». Примечателен и третий завет из стихотворения «Юному поэту»: …поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. Его можно соотнести со следующими словами из «Отреченья»: «…Приветствуй лишь грезы искусства…».
Впоследствии взгляды Брюсова на поэтическое творчество претерпят сильнейшие изменения. В разные годы Валерия Яковлевича будут питать различные источники вдохновения: то мифологические сюжеты, то урбанистические мотивы, то Великая Октябрьская революция. Всех в рамках маленькой статьи и не перечислишь. Стоит отметить, что уже в начале двадцатого века к реальности Брюсов становится гораздо ближе. Его лирический герой перестает жить лишь мечтами и грезами, спускаясь с небес на грешную землю.
Отреченье
Как долго о прошлом я плакал,
Как страстно грядущего ждал,
И Голос - угрюмый оракул -
«Довольно!» сегодня сказал.
«Довольно! надежды и чувства
Отныне былым назови,
Приветствуй лишь грезы искусства,
Ищи только вечной любви.
Ты счастием назвал волненье,
Молил у страданий венца,
Но вот он, твой путь, - отреченье,
И знай: этот путь - без конца!»
18 июля 1896