Анализ стихотворения: Сумасшедший
Валерий Брюсов
Молодой Валерий Брюсов, как и многие его коллеги по поэтическому цеху, довольно много экспериментировал, пытаясь найти свой путь в литературе. Однако даже в ранних произведениях этого автора достаточно четко прослеживаются тенденции символизма и философских изысканий. Так, в 1895 году Валерий Брюсов опубликовал стихотворение под названием «Сумасшедший», в котором попытался представить мир с точки зрения человека, который живет не разумом, а эмоциями и ощущениями. Со стороны герой его произведения, которого поэт идентифицирует с самим собой, действительно напоминает умалишенного. Однако кто сказал, что все мы видим мир таким, каков он есть на самом деле?
Мир раннего Брюсова лишен романтики и привлекательности, так как сам поэт замечает в нем только негативные черты. При этом автор подстраивается под окружающую его действительность, и результаты таких метаморфоз оказываются весьма пугающими. «Чтоб меня не увидел никто, на прогулках я прячусь, как трус», — так характеризует свое внутреннее состояние поэт, подчеркивая, что люди ему совершенно неинтересны, и общение с ними является крайне нежелательным. Прогулки поэта носят созерцательный характер, однако видит он совсем не то, что другие. Точнее, он замечает все самые мрачные и непривлекательные стороны человеческого бытия, а бурная фантазия дорисовывает картину, придавая ей черты апокалипсиса. «Я встречаю нагие тела, посинелые в рыхлом снегу», — отмечает автор, подчеркивая при этом, что и самого себя считает практически трупом. «Угрюмый снег» является в его понимании идеальным местом для могилы, которая одновременно становится и наблюдательным пунктом. Поэт видит, как мир буквально рушится на его глазах, превращаясь в груду пепла. И это зрелище доставляет автору видимое удовольствие. «Загорается дом… и другой… Вот весь город пылает в огне…», — отмечает Брюсов, но при этом уточняет, что подобная картина предстает исключительно перед его внутренним взором. Насладившись столь мрачным зрелищем, поэт выбирается из ледяного плена и отправляется домой, мысленно переживая все то, что увидел и втайне радуясь, что является хранителем бесценных сокровищ. Это его иллюзии, которые обретают неправдоподобную остроту и выразительность. Но при этом поэт отдает себе отчет, что, мысленно похоронив целый город, останется безнаказанным. «Я бегу в неживые леса… И не гонится сзади никто!», — восторженно восклицает поэт, испытывая двойное удовольствие от того, что его тайна так и осталась нераскрытой. Брюсов отдает себе отчет в том, что подобные фантазии могут быть присущи лишь сумасшедшему. Однако кто вправе судить, является ли человек таковы, когда весь мир сходит сума и утопает во лжи, грязи и крови?
Сумасшедший
Чтоб меня не увидел никто,
На прогулках я прячусь, как трус,
Приподняв воротник у пальто
И на брови надвинув картуз.
Я встречаю нагие тела,
Посинелые в рыхлом снегу,
Я минуты убийств стерегу
И смеюсь беспощадно с угла.
Я спускаюсь к реке. Под мостом
Выбираю угрюмый сугроб.
И могилу копаю я в нем,
И ложусь в приготовленный гроб.
Загорается дом... и другой...
Вот весь город пылает в огне...
Но любуюсь на блеск дорогой
Только я – в ледяной тишине.
А потом, отряхнувши пальто,
Принадвинув картуз на глаза,
Я бегу в неживые леса...
И не гонится сзади никто!
17 января 1895