Анализ стихотворения: Сумерки
Валерий Брюсов
Лирика Валерия Брюсова имеет свои отличительные особенности, одной из которых является акцентирование внимания читателей на теме урбанизации. Поэт искренне восхищался достижениями научно-технического процесса и легко адаптировал их к собственному восприятию окружающего мира. Даже в звуке телеграфных проводов он находил особую романтику и пытался донести ее до читателя.
В подобном ключе выдержано стихотворение «Сумерки», созданное в 1906 году и представляющее собой своеобразную оду вечерней Москве. В этом стихотворении органично переплетаются урбанистические мотивы и искреннее восхищение древним городом, который меняется вместе с людьми, его населяющими. Обычные уличные фонари Брюсов сравнивает с электрическими лунами «на выгнутых длинных стеблях», он слушает музыку телефонных проводов, которые оживают под чьими-то незримыми и нежными руками. Уличные часы с наступлением темноты зажигают свои циферблаты, и это – еще одна характерная примета времени, которое так близко и дорого поэту. Он с нетерпением ждет наступления вечера, чтобы почувствовать, как «жаждущих плит тротуарных коснулся прохладный покой».
Пустынные улицы, сквер, потонувший в тумане – все эти отличительные черты вечерней Москвы хорошо знакомы Брюсову, который любит гулять по городу и подмечает каждую мелочь. Даже тот факт, что теплый ветер «целует с улыбкой в глаза — проходящих гетер», вызывает у поэта чувство восхищения. Автор не приукрашивает действительность, он видит мир таким, каков он есть, и старается находить в нем позитивные черты. И вечерний город дарит ему такую возможность, помогая забыть от суете прошедшего дня, когда все видится совсем в ином свете.
Вечер становится излюбленным временем суток Брюсова, и он мечтает о встрече с ним, чтобы отправиться на очередную прогулку. «О сумерки! Милостью мира опять осените меня!», — восклицает поэт. Он воспринимает наступление темноты как дар свыше и ничуть не тяготиться собственным одиночеством, так как общается с окружающим миром при помощи чувств и полученных впечатлений. Собеседниками Брюсова становятся дома и площади, уличные фонари и скамейки в скверах, которые готовы рассказать поэту свои удивительные истории. Однако в этом стихотворении поэт не прибегает к традиционным приемам символизма и не пытается увидеть знаки судьбы в привычных вещах. Он просто бродит по улицам любимого города и впитывает в себя его энергетику, противоречивую, сумбурную и дающую пищу для размышлений.
Сумерки
Горят электричеством луны
На выгнутых длинных стеблях;
Звенят телеграфные струны
В незримых и нежных руках;
Круги циферблатов янтарных
Волшебно зажглись над толпой,
И жаждущих плит тротуарных
Коснулся прохладный покой.
Под сетью пленительно–зыбкой
Притих отуманенный сквер,
И вечер целует с улыбкой
В глаза – проходящих гетер.
Как тихие звуки клавира –
Далекие ропоты дня...
О сумерки! Милостью мира
Опять осените меня!
5 мая 1906