Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Анализ стихотворения: В будущем

Валерий Брюсов

Стихотворение «В будущем» относится к раннему творчеству Брюсова. Поэт включил его в свой дебютный сборник «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»), созданный по большей части под влиянием творчества Поля Верлена и увидевший свет в 1895 году. Критика того времени в оценках книги была сдержанной. Многие ее представители считали, что название не соответствует содержанию. Действительно, от низкой самооценки Брюсов не страдал. Он именовал себя гением, не надеялся на понимание современниками своего первого сборника, завещая его искусству и вечности. Впрочем, юному поэту можно простить излишнюю самовлюбленность. Все-таки ему посчастливилось заслужить звание одного из основоположников символизма в России. Впоследствии ранний период творчества Валерий Яковлевич называл декадентским.

Главная отличительная особенность «Chefs d’oeuvre» — попытка Брюсова уйти как можно дальше от действительности в мир мечты, снов, фантазий. Это видно и по стихотворению «В будущем». Лирический герой, пребывая в расслабленном состоянии, вдруг чувствует «дуновенье прекрасной души». Принадлежит она незнакомке, томящейся на далекой планете. Несмотря на расстояние во множество веков, момент духовной близости состоялся: родственные души слились на миг.

Лексика молодого Брюсова полна экзотических слов: лев и зебра, банан и орхидея, страус и удав. В начале стихотворения «В будущем» лирический герой сообщает важную деталь — его мечты и видения рождаются «в аромате азалий». Скорей всего, азалии здесь возникают неслучайно. В Японии эти цветы считаются символом ослепительной женской красоты. Они очаровательны, прелестны, но вместе с тем ядовито коварны. В Стране восходящего солнца их принято называть «одурманивающими похотью цветами». Зачастую упоминание азалии сопровождается эпитетами «восхитительная», «ослепительная», «фантастическая». Манящий аромат цветов характеризуется как чувственный. Азалия встречается не только у Брюсова, но и в лирике других русских символистов. Например, у Игоря Северянина, называвшего ее альпорозой.

«В будущем» — часть цикла «Холм покинутых святынь». Перед ним расположено стихотворение «В прошлом», рассказывающее историю средневековой девушки, павшей жертвой жестокой инквизиции. Не исключено, что именно ее душа возродилась на другой планете и слилась с душой лирического героя «В будущем».

В будущем

 

Я лежал в аромате азалий,

Я дремал в музыкальной тиши,

И скользнуло дыханье печали,

Дуновенье прекрасной души.

 

Где–то там, на какой–то планете,

Без надежды томилася ты,

И ко мне через много столетий

Долетели больные мечты.

 

Уловил я созвучные звуки,

Мне родные томленья постиг,

И меж гранями вечной разлуки

Мы душою слилися на миг.

 

9 августа 1895