Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Анализ стихотворения: Хорошее отношение к лошадям

Владимир Маяковский

Несмотря на широкую известность, Владимир Маяковский всю жизнь чувствовал себя неким изгоем общества. Первые попытки осмысления этого феномена поэт предпринял еще в юношеском возрасте, когда зарабатывал себе на жизнь публичным чтением стихов. Его считали модным литератором-футуристом, однако мало кто мог предположить, что за грубыми и вызывающими фразами, которые автор бросал в толпу, скрывается очень чутка и ранимая душа. Впрочем, Маяковский умел прекрасно маскировать свои эмоции и очень редко поддавался на провокации толпы, которая порой вызывала в нем отвращение. И лишь в стихах он мог позволить быть самим собой, выплескивая на бумагу то, что наболело и накипело на сердце.

Революцию 1917 года поэт воспринял с энтузиазмом, считая, что теперь его жизнь изменится к лучшему. Маяковский был убежден, что является свидетелем зарождения нового мира, более справедливого, чистого и открытого. Однако очень скоро он понял, что государственный строй изменился, однако сущность людей осталась прежней. И неважно, к какому социальному классу они относились, так как жестокостью, глупость, вероломство и беспощадность были присущи большинству представителей его поколения.

В новой стране, пытающейся жить по законам равенства и братства, Маяковский чувствовал себя вполне счастливым. Но при этом люди, которые его окружали, нередко становились предметом насмешек и язвительных шуток поэта. Это была своеобразная защитная реакция Маяковского на ту боль и обиды, которые причиняли ему не только друзья и близкие, но и случайные прохожие либо посетители ресторанов.

В 1918 году поэт написал стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», в котором сравнил себя с загнанной клячей, ставшей предметом всеобщих насмешек. По утверждению очевидцев, Маяковский действительно стал очевидцем необычного происшествия на кузнецком мосту, когда старая рыжая кобыла, поскользнулась на обледеневшей мостовой и «грохнулась на круп». Тут же сбежались десятки зевак, которые тыкали пальцем в несчастное животное и смеялись, так как его боль и беспомощность доставляли им явное удовольствие. Лишь Маяковский, проходивший мимо, не присоединился к радостной и улюлюкающей толпе, а заглянул в лошадиные глаза, из которых «за каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти». Автора порази не то, что лошадь плачет совсем, как человек, а некая «звериная тоска» в ее взгляде. Поэтому поэт мысленно обратился к животному, попытавшись его взбодрить и утешить. «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь», — принялся уговаривать автор свою необычную собеседницу.

Рыжая кобыла словно бы почувствовала участие и поддержку со стороны человека, «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла». Простое человеческое участие дало ей силы справиться с непростой ситуацией, и после такой неожиданной поддержки «все ей казалось – она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило». Именно о таком отношении со стороны людей к себе мечтал и сам поэт, считая, что даже обычное внимание к его персоне, не овеянное ореолом поэтической славы, придало бы ему силы для того, чтобы жить и двигаться вперед. Но, к сожалению, окружающие видели в Маяковском прежде всего известного литератора, и никого не интересовал его внутренний мир, хрупкий и противоречивый. Это настолько угнетало поэта, что ради понимания, дружеского участия и сочувствия он готов был с радостью поменяться местами с рыжей лошадью. Потому что среди огромной толпы людей нашелся хотя бы один человек, которые проявил к ней сострадание, о чем Маяковскому оставалось лишь только мечтать.

Хорошее отношение к лошадям

 

Били копыта.

   Пели будто:

   - Гриб.

   Грабь.

   Гроб.

   Груб. -

  

   Ветром опита,

   льдом обута,

   улица скользила,

10 Лошадь на круп

   грохнулась,

   и сразу

   за зевакой, зевака,

   штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

   сгрудились,

   смех зазвенел и зазвякал:

   - Лошадь упала!-

   - Упала лошадь!-

   Смеялся Кузнецкий.

20 Лишь один я

   голос свой не вмешивал в вой ему.

   Подошел

   и вижу

   глаза лошадиные...

  

   Улица опрокинулась,

   течет по-своему...

   Подошел и вижу -

   за каплищей каплища

   по морде катится,

30 прячется в шерсти...

  

   И какая-то общая

   звериная тоска

   плеща вылилась из меня

   и расплылась в шелесте.

   «Лошадь, не надо.

   Лошадь, слушайте -

   чего вы думаете, что вы их плоше?

   Деточка,

   все мы немножко лошади,

40 каждый из нас по-своему лошадь».

   Может быть

   - старая -

   и не нуждалась в няньке,

   может быть, и мысль ей моя казалась пошла,

   только

   лошадь

   рванулась,

   встала н_а_ ноги,

   ржанула

50 и пошла.

   Хвостом помахивала.

   Рыжий ребенок.

   Пришла веселая,

   стала в стойло.

   И все ей казалось -

   она жеребенок,

   и стоило жить,

   и работать стоило.

  

   [1918]