Анализ стихотворения: Мразь
Владимир Маяковский
Владимир Маяковский является одним из немногих русских поэтов первой половины 20 века, который не только поддержал революцию 1917 года, но и искренне уверовал в ее идеалы. Поэт видел все перегибы и недочеты в построении нового общества, но предпочитал закрывать на них глаза, считая, что смерть людей является вполне естественным процессом и необходимой жертвой, которая неизбежна при смене власти.
Именно по этой причине Маяковский нередко по заказу партийцев писал так называемые стихи-агитки, направленные на укрепление советской власти и искоренение буржуазных пороков. Одним из них автор считал взяточничество, которое досталось молодому рабоче-крестьянскому государству от царской России и теперь процветало во всех слоях общества.
Обличая взяточников, в 1928 году поэт написал стихотворение «Мразь», в котором уличил не только мздоимцев, но и тех, кто привык решать свои вопросы при помощи «барашка в бумажке». При этом поэт подчеркивает, что подавляющее количество людей, вынужденных давать взятки чиновникам различных уровней, трудно назвать богачами, и у них «подступает голод к гландам». На фоне всеобщего обнищания и разрухи «будто бы на пире, ходит взяточников банда, кошельки порастопыря».
Брать взятки, по мнению поэта, не гнушается никто. Причем, это негативное социальное явление уходит глубоко корнями в человеческий быт, где даже незначительные вопросы принято решать за накрытым столом, что является одной из разновидностей взяточничества. Обратная сторона медали – проституция, когда «девушки рабочье тело взятой тычут мастерам» ради повышения зарплаты или же получения более выгодного места.
Поэт убежден, что никакие увещевания и уговоры не смогут заставить мздоимцев отказаться от подобных подношений. Единственный выход в такой ситуации – не делать презенты чиновникам, а решать вопросы по совести и в соответствии с законом. Поэтому Маяковский предлагает «не взятки брать, а взяточника брать за шиворот», надеясь, что лишь таким способом можно восстановить справедливость. Поэт прекрасно отдает себе отчет о размахе взяточничества в СССР, понимая, что подобное явление носит массовый характер. От подношений не в силах отказаться даже честный и принципиальный человек, если его семье попросту нечего есть в столь непростое для страны время. Тем не менее, поэт убежден, что «мы разливом второго потопа перемоем миров города», намекая на то, что борьбу с мздоимством необходимо вести открыто и целенаправленно, не делая скидок и поблажек тем, кто использует свое служебное положение в корыстных целях.
Мразь
Подступает
голод к гландам...
Только,
будто бы на пире,
ходит
взяточников банда,
кошельки порастопыря.
Родные
снуют:
– Ублажь да уважь–ка!–
Снуют
и суют
в бумажке барашка.
Белей, чем саван,
из портфеля кончики...
Частники
завам
суют червончики.
Частник добрый,
частник рад
бросить
в допры
наш аппарат.
Допру нить не выдавая,
там,
где быт
и где грызня,
ходит
взятка бытовая, –
сердце,
душу изгрязня.
Безработный
ждет работку.
Волокита
с бирж рычит:
«Ставь закуску, выставь водку,
им
всучи
магарычи!»
Для копеек
пропотелых,
с голодухи
бросив
срам, –
девушки
рабочье тело
взяткой
тычут мастерам.
Чтобы выбиться нам
сквозь продажную смрадь
из грязного быта
и вшивого –
давайте
не взятки брать,
а взяточника
брать за шиворот!
1928