Анализ стихотворения: Приказ № 2 армии искусств
Владимир Маяковский
На втором этапе развития футуристического движения в России в его поэзии появился новый самостоятельный жанр – приказ. Обращение к нему характерно для периода от второй половины 1910-х до начала 1920-х. Его возникновение напрямую связано с идеологией футуристов, которые считали себя новыми художниками, или «новыми людьми». Они были готовы не просто участвовать в обновлении мира, но и руководить этим процессом. К жанру приказа Маяковский обратился после Великой Октябрьской революции. Сначала на свет появился «Приказ по армии искусства» (1918). В этом стихотворении люди творческие призываются на баррикады вместе с «роялями и барабанами», чтобы создавать новое искусство, соответствующее духу советской действительности. В 1921 году Владимир Владимирович создал продолжение – «Приказ № 2 по армии искусств». В обоих случаях он объединил художников в армию, уподобив их солдатам. В итоге искусство в его стихотворениях стало мощным орудием борьбы. При этом не стоит забывать, что жанр приказа подразумевает невозможность ослушания.
Начинается «Приказ № 2 армии искусств» с многочисленных обращений. Маяковский адресует строки произведения нескольким категориям творческих людей. Среди них оказываются упитанные баритоны; художники, по-старому рисующие «цветочки и телеса»; имажинисты; символисты; акмеисты; сотрудники Пролеткульта. Интересно, что достается и футуристам, к которым Маяковский был близок. Лирический герой стихотворения призывает отказаться от устаревшего искусства, забыть «рифмы», «арии», «розовый куст» и «прочие мелехлюндии», не рассказывать о частной жизни человека. Кроме того, стоит оставить в прошлом споры, касающиеся методов и направлений. Чтобы творческая деятельность приносила нужные плоды, представителям разных течений придется объединиться. По мнению героя, стране в настоящее время нужны мастера, а не «длинноволосые проповедники». Он искренне считает, что необходимо придумать новое искусство, которое сумеет «выволочь республику из грязи». Плодам «правильного» творчества отводится важнейшая роль. С их помощью можно и уголь добыть, и нефть. Искусство должно не только волновать читателей, заставлять мыслить, но и провоцировать на активную деятельность, связанную с построением нового мира. Для этого ему стоит, как минимум, сменить философский пафос на агитационный.
Приказ № 2 армии искусств
Это вам -
упитанные баритоны -
от Адама
до наших лет,
потрясающие театрами именуемые притоны
ариями Ромеов и Джульетт.
Это вам -
пентры,
раздобревшие как кони,
10 жрущая и ржущая России краса,
прячущаяся мастерскими,
по-старому драконя
цветочки и телеса.
Это вам -
прикрывшиеся листиками мистики,
лбы морщинками изрыв -
футуристики,
имажинистики,
акмеистики,
20 запутавшиеся в паутине рифм.
Это вам -
на растрепанные сменившим
гладкие прически,
на лапти - лак,
пролеткультцы,
кладущие заплатки
на вылинявший пушкинский фрак.
Это вам -
пляшущие, в дуду дующие,
30 и открыто предающиеся,
и грешащие тайком,
рисующие себе грядущее
огромным академическим пайком.
Вам говорю
я -
гениален я или не гениален,
бросивший безделушки
и работающий в Росте,
говорю вам -
40 пока вас прикладами не прогнали:
Бросьте!
Бросьте!
Забудьте,
плюньте
и на рифмы,
и на арии,
и на розовый куст,
и на прочие мелехлюндии
из арсеналов искусств,
50 Кому это интересно,
что - «Ах, вот бедненький!
Как он любил
и каким он был несчастным...»?
Мастера,
а не длинноволосые проповедники
нужны сейчас нам.
Слушайте!
Паровозы стонут,
дует в щели и в пол:
60 «Дайте уголь с Дону!
Слесарей,
механиков в депо!»
У каждой реки на истоке,
лежа с дырой в боку,
пароходу провыли доки:
«Дайте нефть из Баку!»
Пока канителим, спорим,
смысл сокровенный ища:
«Дайте нам новые формы!» -
70 несется вопль по вещам.
Нет дураков,
ждя, что выйдет из уст его,
стоять перед «маэстрами» толпой разинь.
Товарищи,
дайте новое искусство -
такое,
чтобы выволочь республику из грязи.
[1921]