Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Анализ стихотворения: Приказ № 2 армии искусств

Владимир Маяковский

На втором этапе развития футуристического движения в России в его поэзии появился новый самостоятельный жанр – приказ. Обращение к нему характерно для периода от второй половины 1910-х до начала 1920-х. Его возникновение напрямую связано с идеологией футуристов, которые считали себя новыми художниками, или «новыми людьми». Они были готовы не просто участвовать в обновлении мира, но и руководить этим процессом. К жанру приказа Маяковский обратился после Великой Октябрьской революции. Сначала на свет появился «Приказ по армии искусства» (1918). В этом стихотворении люди творческие призываются на баррикады вместе с «роялями и барабанами», чтобы создавать новое искусство, соответствующее духу советской действительности. В 1921 году Владимир Владимирович создал продолжение – «Приказ № 2 по армии искусств». В обоих случаях он объединил художников в армию, уподобив их солдатам. В итоге искусство в его стихотворениях стало мощным орудием борьбы. При этом не стоит забывать, что жанр приказа подразумевает невозможность ослушания.

Начинается «Приказ № 2 армии искусств» с многочисленных обращений. Маяковский адресует строки произведения нескольким категориям творческих людей. Среди них оказываются упитанные баритоны; художники, по-старому рисующие «цветочки и телеса»; имажинисты; символисты; акмеисты; сотрудники Пролеткульта. Интересно, что достается и футуристам, к которым Маяковский был близок. Лирический герой стихотворения призывает отказаться от устаревшего искусства, забыть «рифмы», «арии», «розовый куст» и «прочие мелехлюндии», не рассказывать о частной жизни человека. Кроме того, стоит оставить в прошлом споры, касающиеся методов и направлений. Чтобы творческая деятельность приносила нужные плоды, представителям разных течений придется объединиться. По мнению героя, стране в настоящее время нужны мастера, а не «длинноволосые проповедники». Он искренне считает, что необходимо придумать новое искусство, которое сумеет «выволочь республику из грязи». Плодам «правильного» творчества отводится важнейшая роль. С их помощью можно и уголь добыть, и нефть. Искусство должно не только волновать читателей, заставлять мыслить, но и провоцировать на активную деятельность, связанную с построением нового мира. Для этого ему стоит, как минимум, сменить философский пафос на агитационный.

Приказ № 2 армии искусств

 

Это вам -

   упитанные баритоны -

   от Адама

   до наших лет,

   потрясающие театрами именуемые притоны

   ариями Ромеов и Джульетт.

  

   Это вам -

   пентры,

   раздобревшие как кони,

10 жрущая и ржущая России краса,

   прячущаяся мастерскими,

   по-старому драконя

   цветочки и телеса.

  

   Это вам -

   прикрывшиеся листиками мистики,

   лбы морщинками изрыв -

   футуристики,

   имажинистики,

   акмеистики,

20 запутавшиеся в паутине рифм.

   Это вам -

   на растрепанные сменившим

   гладкие прически,

   на лапти - лак,

   пролеткультцы,

   кладущие заплатки

   на вылинявший пушкинский фрак.

   Это вам -

   пляшущие, в дуду дующие,

30 и открыто предающиеся,

   и грешащие тайком,

   рисующие себе грядущее

   огромным академическим пайком.

   Вам говорю

   я -

   гениален я или не гениален,

   бросивший безделушки

   и работающий в Росте,

   говорю вам -

40 пока вас прикладами не прогнали:

   Бросьте!

  

   Бросьте!

   Забудьте,

   плюньте

   и на рифмы,

   и на арии,

   и на розовый куст,

   и на прочие мелехлюндии

   из арсеналов искусств,

50 Кому это интересно,

   что - «Ах, вот бедненький!

   Как он любил

   и каким он был несчастным...»?

   Мастера,

   а не длинноволосые проповедники

   нужны сейчас нам.

   Слушайте!

   Паровозы стонут,

   дует в щели и в пол:

60 «Дайте уголь с Дону!

   Слесарей,

   механиков в депо!»

  

   У каждой реки на истоке,

   лежа с дырой в боку,

   пароходу провыли доки:

   «Дайте нефть из Баку!»

   Пока канителим, спорим,

   смысл сокровенный ища:

   «Дайте нам новые формы!» -

70 несется вопль по вещам.

  

   Нет дураков,

   ждя, что выйдет из уст его,

   стоять перед «маэстрами» толпой разинь.

   Товарищи,

   дайте новое искусство -

   такое,

   чтобы выволочь республику из грязи.

  

   [1921]