Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Анализ стихотворения: Приказ по армии искусства

Владимир Маяковский

Стихотворение-манифест Маяковского «Приказ по армии искусства» впервые было опубликовано в 1918 году еженедельной газетой «Искусство коммуны» в виде передовицы. Страницы издания, выходившего в свет в период с декабря 1918 по апрель 1919, активно использовались приверженцами футуризма для пропаганды своих взглядов на творчество и окружающую реальность. В произведении Владимира Владимировича перед читателями предстает образ строительства новой жизни в стране, где не так давно к власти пришла партия большевиков во главе с Лениным. Одна из ключевых тем стихотворения, поданная намеренно плакатно, лозунгово, — обретение новой правды. В государстве, победившем самодержавие, должно все кардинально поменяться. Людям необходимо навсегда избавиться от устаревшего нравственного, эмоционального содержания жизни. В «Приказе по армии искусства» предлагается «из сердца старое вытереть». Маяковский активно пользуется терминологией художников, провозглашая улицы кистями, площади – палитрами. В переходный период человек должен представлять собой чистое полотно, вскоре на его сердце будет запечатлен новый образ жизни. В качестве художников поэт предлагает некую группу футуристов-революционеров. В стихотворении она фактически заменяет лирического героя.

В «Приказе по армии искусства» выражается готовность подчинить армейской дисциплине то, что в теории всегда должно оставаться свободным, — творчество. Владимир Владимирович призывает тех, кто имеет отношение к литературе, музыке, театру, кино и так далее, выйти на «баррикады сердец и душ», принеся на улицы барабаны и рояли. По его мнению, искусству следует двигаться в авангарде трудовых и военных армий, обгоняя даже вождей революции. Он искренне считает, что «все совдепы» не смогут сдвинуть войска, «если марш не дадут музыканты». При этом выбранный поэтом жанр – приказ – подразумевает отсутствие возможности ослушания. Новое искусство, по мысли Маяковского, рождается на площадях и улицах. Соответственно, его стоит считать коллективным. Здесь появляется переосмысление важных положений символистской эстетики. В частности, речь идет об идеях Вячеслава Иванова, касающихся соборного и теургического искусства.

В 1921 году Маяковский написал продолжение – «Приказ № 2 по армии искусства». В нем поэт призывает дать новое искусство, способное «выволочь республику из грязи».

Приказ по армии искусства

 

Канителят стариков бригады

   канитель одну и ту ж.

   Товарищи!

   На баррикады! -

   баррикады сердец и душ.

   Только тот коммунист истый,

   кто мосты к отступлению сжег.

   Довольно шагать, футуристы,

   в будущее прыжок!

10 Паровоз построить мало -

   накрутил колес и утек.

   Если песнь не громит вокзала,

   то к чему переменный ток?

   Громоздите за звуком звук вы

   и вперед,

   поя и свища.

   Есть еще хорошие буквы:

   Эр,

   Ша,

20 Ща.

   Это мало - построить п_а_рами,

   распушить по штанине канты

   Все совдепы не сдвинут армий,

   если марш не дадут музыканты.

   На улицу тащите рояли,

   барабан из окна багром!

   Барабан,

   рояль раскро_я_ ли,

   но чтоб грохот был,

30 чтоб гром.

   Это что - корпеть на заводах,

   перемазать рожу в копоть

   и на роскошь чужую

   в отдых

   осовелыми глазками хлопать.

   Довольно грошовых истин.

   Из сердца старое вытри.

   Улицы - наши кисти.

   Площади - наши палитры.

40 Книгой времени

   тысячелистой

   революции дни не воспеты.

   На улицы, футуристы,

   барабанщики и поэты!

  

   [1918]