Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Анализ стихотворения: Трус

Владимир Маяковский

Среди стихов Владимира Маяковского можно найти немало сатирических произведений, в которых поэт обличает различные общественные пороки. Не меньше внимания автор уделяет и индивидуальным качествам людей, самым низменным из которых он считает трусость. Маяковский убежден, что в эпоху построения нового общества культивировать эту черту характера недопустимо, так как защита революционных достижений требует стойкости духа, целеустремленности и силы воли. Именно эти мысли поэт высказывает в своем стихотворении «Трус», написанном в 1928 году и ставшем своеобразным поэтическим гимном для целого поколения людей.

С учетом того, что по законам революционного времени к расстрелу могли приговорить даже за незначительную провинность, страх стал синонимом безопасности для многих советских граждан. Именно это чувство заменяло людям инстинкт самосохранения в далеких 20-х годах. Маяковский, никогда не сталкивавшийся лично с мощной репрессивной машиной государства, с трудом мог себе представить, как можно бояться открыто выражать свои мысли и чувства. Однако он хорошо был знаком с теми, кого новая власть лишила такой возможности. Тем не менее, такие люди не вызывали у поэта сострадание. Наоборот, он считал, что такое поведение, когда «опускает глазки трус и уходит в воротник», для советского человека является недопустимым.

Высмеивая трусость как порок, Маяковский в своем стихотворении отмечает, что люди с подобными личностными качествами никогда не имеют собственного мнения, и готовы согласиться с любым, кто наделен властью или же занимает более высокую ступень на социальной лестнице. При этом трусость толкает даже вполне здравомыслящих людей на совершение глупых и непредсказуемых поступков. Этому качеству сопутствуют желание угодить другим, идолопоклонничество, самоуничижение и стремление превратиться в бесполое существу, незаметное для окружающих. Поэтому Маяковский задается вполне закономерным вопросом о том, нужны ли современному обществу такие люди. Правда, автор не учитывает тот факт, то именно общество с его исковерканными догмами и породило целую армию трусов, которые предпочитают оставаться в стороне при решении жизненно важных вопросов, тем самым отводят от себя удар и, возможно, сохраняя собственную жизнь, которая благодаря революции уже ничего не стоит. Впрочем, поэт придерживается иного мнения и утверждает: «Революция требует, чтобы имелась смелость». Однако при этом не уточняет, что данное качество является привилегией избранных.

Трус

 

В меру
и черны и русы,
пряча взгляды,
пряча вкусы,
боком,
тенью,
в стороне, —
пресмыкаются трусы
в славной
смелыми
стране.
Каждый зав
для труса —
туз.
Даже
от его родни
опускает глазки трус
и уходит
в воротник.
Влип
в бумажки
парой глаз,
ног
поджаты циркуля:
«Схорониться б
за приказ…
Спрятаться б
за циркуляр…»
Не поймешь,
мужчина,
рыба ли —
междометья
зря
не выпалит.
Где уж
подпись и печать!
«Только бы
меня не выбрали,
только б
мне не отвечать…»
Ухо в метр
— никак не менее —
за начальством
ходит сзади,
чтоб, услышав
ихнье
мнение,
завтра
это же сказать им.
Если ж
старший
сменит мнение,
он
усвоит
мненье старшино:
— Мненье —
это не именье,
потерять его
не страшно. —
Хоть грабьте,
хоть режьте возле пего,
не будет слушать ни плач,
ни вой.
«Наше дело
маленькое —
я сам по себе
не великий немой,
и рот
водою
наполнен мой,
вроде
умывальника я».
Трус
оброс
бумаг
корою.
«Где решать?!
Другие пусть.
Вдруг не выйдет?
Вдруг покроют?
Вдруг
возьму
и ошибусь?»
День-деньской
сплетает тонко
узы
самых странных свадеб —
увязать бы
льва с ягненком,
с кошкой
мышь согласовать бы.
Весь день
сердечко
ужас кроит,
предлогов для трепета —
кипа.
Боится автобусов
и Эркаи,
начальства,
жены
и гриппа.
Месткома,
домкома,
просящих взаймы,
кладбища,
милиции,
леса,
собак,
погоды,
сплетен,
зимы
и
показательных процессов.
Подрожит
и ляжет житель,
дрожью
ночь
корежит тело…
Товарищ,
чего вы дрожите?
В чем,
собственно,
дело?!
В аквариум,
что ли,
сажать вас?
Революция требует,
чтобы имелась
смелость,
смелость
и еще раз —
с-м-е-л-о-с-т-ь.