Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Антиох Кантемир

На Зоила

 

1 Ей, змииного яда не столь вредит сила,

   Сколько сердце и устне злобного Зоила!

   По нем, может ли что быть в целом свете право?

   Все не туды, один он мыслит только здраво.

   5 Игрока осуждает и его повадку,

   Что имение свое загнул на девятку;

   Роскошного ругает: «Сам-де ты впал в бедства,

   Для чего так промотал сильных три наследства?

   Забыл ты яишницы кушать голубины,

   10 Ортоланов нет: с нуждой промыслишь мякины;

   7И жена твоя ходит покрыта убрусом,

   Как Лазарь обязан встал, воскресши Исусом».

   Если с печальна сердца страждет, лицо в поте -

   «Почто с детыми та ходит в французском бармоте?»

   15 Обняла уж их нужда и бедность без меры -

   «Не пора ли им отстать католицкой веры?»

   Ах, хотя жалость сама оных защищает,

   Но Зоилина стрела и тому ударяет.

   Не так цельно чрез воздух шар летит с металла,

   20 Сколь быстро мрачится честь от твоего жала.

   Скажи, что тебе нравно, что по твоей моде?

   Иной в девятый пишет не последний в роде,

   Что уж слова на спинах легче писать мелом,

   Неж вредительному быть без причины делом;

   25 Хитрым твоим советом и твоей рукою

   Чуть иного не пустил таскаться с сумою;

   Да еще мало и той показалось злости -

   Начал поносить, что он мот в карты и кости.

   Пусть, государь, по-твоему, всяк бывает страстный, -

   30 Ты разве тех избежал и ни в чем причастный?

   Вспомни, вспомни и к себе собственны досады:

   Сладостно ли ты вкусил печальны обряды,

   Где друзья, врази ль твои с тобой поступали,

   Здравого в веселиях мертвым тя сказали,

   35 Да в противность законам и в противность чести

   Зловредным тем действием исполнили вести.

   Ну, если бы я имел сердце свое злобно,

   Конче б стихами во вред твой писать удобно,

   Но оставлю грубым те краски и кисти.

   40 Хоть ты меня обидел, а мне нет корысти

   Равномерно воздавать хулы за обиды.

   Разве уж позволено честь бить так, как гниды?

   Возьми все имение, збавь жизнь, а не чести.

   Правду я тебе сказал, написал без лести:

   45 Ты рожден благороден, разумом доволен,

   Изобилуешь во всем, разных искусств полон;

   Дети тебе утеха зрятся благонравны,

   Промыслом твоим будут почтенны и славны,

   Коль страхом закона тех в добродетель справишь, -

   50 Почто, почто обыкность твою не оставишь?

   Кому друг - там услуги, там честь, там и верность.

   Сие хвально, да на что ж безмерность?

   Кто недруг или хотя пришел не по нраву -

   Злишься, терзаешь всяко и отъемлешь славу.

   55 Престань, бедная муза! что так рассуждаешь,

   Столь грубыми стихами почто исправляешь?

   Про нас с тобой уж и так всякое зло трубят;

   Иль тебе не печально, что люди не любят?

   И не в твою пору, князь, красота Парнаса,

   60 Кинул сатиры, смолчал, престал того ж часа

   Злые нравы исправлять с забавою складно,

   Когда уже усмотрел, что многим досадно.

   А мы с тобой на свете малейша атома,

   Счастие наше слабе паукова дома,

   65 Да столь дерзновенны! ей, чтоб не пострадали,

   Молчи убо впредь, а то быть так, как сказали.

  

1738

  

ПРИМЕЧАНИЯ

   Когда автор сей сатиры обижен стал быть безвинно Зоилом, тогда написал сию

не в таком намерении, чтоб тем ему вреда нанести, но паче чувствительно

показать, как всякая обида в чести несносна бывает. Притом же, может, и такую

имел надежду, что когда дойдет ушей того, кто здесь под именем Зоила списан, и

познав, сколь неприлично благородному человеку в злословии упражняться, если

б свой худой обычай оставит. В прочем всякую хвалу приписуем, и остроту разума

его почитаю; поистине сожалеть должно, что сия знатная персона в себе сию

только погрешность имеет, которая ему сделалась обычаем худого сообщенства в

младых его летах. Я могу оказать смело, если б его острый разум был учрежден и

определен к важнейшему делу, конечно б сделал честь российской нации, что

всякий со мной то ж сказать может, если кто об нем бесстрастно рассуждать будет.

   Ст. 15. Обняла уж их нужда. Двократы пишучи к Демонику, другу своему, о

поведении благонравну к людям, между прочим и сие ему советует, то есть

 

никому бедностью не попрекати: счастие обще всем смертным непостоянно, а

будуще время нам еще неизвестно.