Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Иосиф Бродский

Песня пустой веранды

 

Not with a bang but a whimper.

T.S. Eliot

 

Март на исходе, и сад мой пуст.

Старая птица, сядь на куст,

у которого в этот день

только и есть, что тень.

 

Будто и не было тех шести

лет, когда он любил цвести;

то есть грядущее тем, что наг,

делает ясный знак.

 

Или, былому в противовес,

гол до земли, но и чужд небес,

он, чьи ветви на этот раз –

лишь достиженье глаз.

 

Знаю и сам я не хуже всех:

грех осуждать нищету. Но грех

так обнажать – поперёк и вдоль –

язвы, чтоб вызвать боль.

 

Я бы и сам его проклял, но

где-то птице пора давно

сесть, чтоб не смешить ворон;

пусть это будет он.

 

Старая птица и голый куст,

соприкасаясь, рождают хруст,

и, если это принять всерьёз,

это – апофеоз.

 

То, что цвело и любило петь,

стало тем, что нельзя терпеть

без состраданья – не к их судьбе,

но к самому себе.

 

Грустно смотреть, как, сыграв отбой,

то, что было самой судьбой

призвано скрасить последний час,

меняется раньше нас.

 

То есть предметы и свойства их

одушевленнее нас самих.

Всюду сквозит одержимость тел

манией личных дел.

 

В силу того, что конец страшит,

каждая вещь на земле спешит

больше вкусить от своих ковриг,

чем позволяет миг.

 

Свет – ослепляет. И слово – лжёт.

Страсть утомляет. А горе – жжёт,

ибо страданье – примат огня

над единицей дня.

 

Лучше не верить своим глазам,

да и устам, оттого что Сам

Бог, предваряя Свой Страшный Суд,

жаждет казнить нас тут.

 

Так и рождается тот устав,

что позволяет, предметам дав

распоряжаться своей судьбой,

их заменять собой.

 

Старая птица, покинь свой куст.

Стану отныне посредством уст

петь за тебя, а за куст цвести

буду за счёт горсти.

 

Так изменились твои черты,

что будто на воду села ты,

лапки твои на вид мертвей

цепких нагих ветвей.

 

Можешь спокойно лететь во тьму.

Встану и место твоё займу.

Этот поступок осудит тот,

кто не встречал пустот.

 

Ибо, чужда четырём стенам,

жизнь, отступая, бросает нам

полые формы, и нас язвит

их нестерпимый вид.

 

Знаю, что голос мой во сто раз

хуже, чем твой, – пусть и низкий глас.

Но даже режущий ухо звук

лучше безмолвных мук.

 

Мир если гибнет, то гибнет без

грома и лязга; но также не с

робкой, прощающей грех слепой

веры в него, мольбой.

 

В пляске огня, под напором льда

подлинный мира конец – когда

песня, которая всем горчит,

выше нотой звучит.