Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Иосиф Бродский

Посвящается Пиранези

 

Не то -- лунный кратер, не то -- колизей; не то --

где-то в горах. И человек в пальто

беседует с человеком, сжимающим в пальцах посох.

Неподалеку собачка ищет пожрать в отбросах.

 

Не важно, о чем они говорят. Видать,

о возвышенном; о таких предметах, как благодать

и стремление к истине. Об этом неодолимом

чувстве вполне естественно беседовать с пилигримом.

 

Скалы -- или остатки былых колонн --

покрыты дикой растительностью. И наклон

головы пилигрима свидетельствует об известной

примиренности -- с миром вообще и с местной

 

фауной в частности. «Да», говорит его

поза, «мне все равно, если колется. Ничего

страшного в этом нет. Колкость -- одно из многих

свойств, присущих поверхности. Взять хоть четвероногих:

 

их она не смущает; и нас не должна, зане

ног у нас вдвое меньше. Может быть, на Луне

все обстоит иначе. Но здесь, где обычно с прошлым

смешано настоящее, колкость дает подошвам

 

-- и босиком особенно -- почувствовать, так сказать,

разницу. В принципе, осязать

можно лишь настоящее -- естественно, приспособив

к этому эпидерму. И отрицаю обувь».

 

Все-таки, это -- в горах. Или же -- посреди

древних руин. И руки, скрещенные на груди

того, что в пальто, подчеркивают, насколько он неподвижен.

«Да», гласит его поза, «в принципе, кровли хижин

 

смахивают силуэтом на очертанья гор.

Это, конечно, не к чести хижин и не в укор

горным вершинам, но подтверждает склонность

природы к простой геометрии. То есть, освоив конус,

 

она чуть-чуть увлеклась. И горы издалека

схожи с крестьянским жилищем, с хижиной батрака

вблизи. Не нужно быть сильно пьяным,

чтоб обнаружить сходство временного с постоянным

 

и настоящего с прошлым. Тем более -- при ходьбе.

И если вы -- пилигрим, вы знаете, что судьбе

угодней, чтоб человек себя полагал слугою

оставшегося за спиной, чем гравия под ногою

 

и марева впереди. Марево впереди

представляется будущим и говорит «иди

ко мне». Но по мере вашего к мареву приближенья

оно обретает, редея, знакомое выраженье

 

прошлого: те же склоны, те же пучки травы.

Поэтому я обут». «Но так и возникли вы, --

не соглашается с ним пилигрим. -- Забавно,

что вы так выражаетесь. Ибо совсем недавно

 

вы были лишь точкой в мареве, потом разрослись в пятно».

«Ах, мы всего лишь два прошлых. Два прошлых дают одно

настоящее. И это, замечу, в лучшем

случае. В худшем -- мы не получим

 

даже и этого. В худшем случае, карандаш

или игла художника изобразят пейзаж

без нас. Очарованный дымкой, далью,

глаз художника вправе вообще пренебречь деталью

 

-- то есть моим и вашим существованьем. Мы --

то, в чем пейзаж не нуждается как в пирогах кумы.

Ни в настоящем, ни в будущем. Тем более -- в их гибриде.

Видите ли, пейзаж есть прошлое в чистом виде,

 

лишившееся обладателя. Когда оно -- просто цвет

вещи на расстояньи; ее ответ

на привычку пространства распоряжаться телом

по-своему. И поэтому прошлое может быть черно-белым,

 

коричневым, темно-зеленым. Вот почему порой

художник оказывается заворожен горой

или, скажем, развалинами. И надо отдать Джованни

должное, ибо Джованни внимателен к мелкой рвани

 

вроде нас, созерцая то Альпы, то древний Рим».

«Вы, значит, возникли из прошлого?» -- волнуется пилигрим.

Но собеседник умолк, разглядывая устало

собачку, которая все-таки что-то себе достала

 

поужинать в груде мусора и вот-вот

взвизгнет от счастья, что и она живет.

«Да нет, -- наконец он роняет. -- Мы здесь просто так, гуляем».

И тут пейзаж оглашается заливистым сучьим лаем.

 

1993 -- 1995

 

* Стихотворение  отсутствует  в СИБ. Текст по  журналу «Новый Мир» N 5,

1996.