Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Иосиф Бродский

Сретенье

 

Анне Ахматовой

 

Когда она в церковь впервые внесла

дитя, находились внутри из числа

людей, находившихся там постоянно,

   Святой Симеон и пророчица Анна.

 

И старец воспринял младенца из рук

Марии; и три человека вокруг

младенца стояли, как зыбкая рама,

   в то утро, затеряны в сумраке храма.

 

Тот храм обступал их, как замерший лес.

От взглядов людей и от взора небес

вершины скрывали, сумев распластаться,

   в то утро Марию, пророчицу, старца.

 

И только на темя случайным лучом

свет падал младенцу; но он ни о чем

не ведал еще и посапывал сонно,

   покоясь на крепких руках Симеона.

 

А было поведано старцу сему

о том, что увидит он смертную тьму

не прежде, чем Сына увидит Господня.

   Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

 

реченное некогда слово храня,

Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,

затем что глаза мои видели это

   Дитя: он – твое продолженье и света

 

источник для идолов чтящих племен,

и слава Израиля в нем».– Симеон

умолкнул. Их всех тишина обступила.

   Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

 

кружилось какое–то время спустя

над их головами, слегка шелестя

под сводами храма, как некая птица,

   что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

 

И странно им было. Была тишина

не менее странной, чем речь. Смущена,

Мария молчала. «Слова–то какие...»

   И старец сказал, повернувшись к Марии:

 

«В лежащем сейчас на раменах твоих

паденье одних, возвышенье других,

предмет пререканий и повод к раздорам.

   И тем же оружьем, Мария, которым

 

терзаема плоть его будет, твоя

душа будет ранена. Рана сия

даст видеть тебе, что сокрыто глубоко

   в сердцах человеков, как некое око».

 

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед

Мария, сутулясь, и тяжестью лет

согбенная Анна безмолвно глядели.

   Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

 

для двух этих женщин под сенью колонн.

Почти подгоняем их взглядами, он

шагал по застывшему храму пустому

   к белевшему смутно дверному проему.

 

И поступь была стариковски тверда.

Лишь голос пророчицы сзади когда

раздался, он шаг придержал свой немного:

   но там не его окликали, а Бога

 

пророчица славить уже начала.

И дверь приближалась. Одежд и чела

уж ветер коснулся, и в уши упрямо

   врывался шум жизни за стенами храма.

 

Он шел умирать. И не в уличный гул

он, дверь отворивши руками, шагнул,

но в глухонемые владения смерти.

   Он шел по пространству, лишенному тверди,

 

он слышал, что время утратило звук.

И образ Младенца с сияньем вокруг

пушистого темени смертной тропою

   душа Симеона несла пред собою,

 

как некий светильник, в ту черную тьму,

в которой дотоле еще никому

дорогу себе озарять не случалось.

   Светильник светил, и тропа расширялась.