Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Саша Чёрный

Уличная выставка

 

Трамваев острые трели...

Шипение шин, завыванье гудков...

По краю панели

Ширмы из старых мешков.

На ширмах натыканы плотно

Полотна:

Мыльной пеной цветущие груши,

Корабли, словно вафли со взбитыми сливками,

Першеронов ватные туши,

Волны с крахмальными гривками

И красавицы в позах французского S,—

Не тела, а дюшес...

Над собачьего стиля буфетом–чудовищем,—

Над домашним своим алтарем

Повесишь такое чудовище,—

Глаза волдырем!

           _____

 

У полочек, расправивши галстуки–банты,

Дежурят Рембрандты,—

Старик в ватерпруфе затертом

Этаким чертом

Вал бороды зажимает в ладонь.

Капюшон — пузырем за спиной,

Войлок — седою копной,

В глазах угрюмый и тусклый огонь...

Рядом — кургузый атлет:

Сорок пять лет,

Косые табачные бачки,

Шотландские брючки,

Детский берет,—

Стоит часовым у нормандских своих деревень,

Равнодушный, как пень,

У крайних щитов

Средь убого цветистых холстов,

Как живая реклама,

Свирепо шагает художница–дама:

Охра плоских волос,

Белилами смазанный нос,

Губы — две алые дыньки,

Веки в трагической синьке,—

Сорок холстов в руках,

А обед в облаках...

       _________

 

Но прохожие воблою вялой

Сквозь холщовый текут коридор.

То какой–нибудь плотный малый

В першеронов направит взор...

То старушка, нежное сердце,

Вдруг приклеит глаза к холсту:

На подносе три алые перца

К виноградному жмутся листу...

Но никто — собаки!— не купит,

Постоят и дальше в кафе,—

И художник глаза лишь потупит,

Оттопырив мешком галифе...

Лишь один господин солидный

С худосочною килькой–женой —

Уж совсем, совсем очевидно —

Выбрал нимфу с жирной спиной,

Но увидел цифру «сто двадцать»,

(А ведь рама без малого сто!)

И не стал даже, пес, торговаться,—

Отошел, запахнувши пальто...

 

1932