Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Сергей Петров

Первый концерт

 

Я – рояль:

 

    Я сам себя приподнял, словно сад,

 

    на голой площади пустой ладони.

 

Tutti:

 

    А ветки хлещутся и голосят,

 

    то голосуют ввысь, то мокрые висят,

 

    и капли падают...

 

Рояль:

 

                      Всё о своем долдоня.

 

    А треугольнички (подлаживаясь к ним):

 

    Динь-дон, динь-дон (дьячками вскользь молебна).

 

Рояль:

 

    А сад у бури на груди храним.

 

Tutti:

 

    Несется ливнем сад, безумный аноним,

 

    и ревом царственным раскинулся хвалебно.

 

Рояль:

 

    Ладонь, как памятник, приподнял дуралей,

 

    А скрипки взвизгнули: над загнанными днями.

 

Tutti:

 

    Несется бурный сад, бежит со всех аллей

 

    и выворачивается с корнями.

 

    А поверху стучит, стучит в тарелки медь,

 

    листочки щелкаются друг о друга

 

    пощечинками...

 

Tutti:

 

                      И пошла греметь

 

    овражьей жизни темная округа.

 

Рояль:

 

    Последней ярости – увал! Обрыв!! Яруга!!!

 

Tutti:

 

    О муза ужаса, ты дрогнула, подруга.

 

    Какой там сад! Я голая ладонь,

 

    и, пальцы точно ноги раскоряча,

 

    пришлепну сгоряча умишко. Нет, не тронь! –

 

    мурлычут деревянные. Долдонь! –

 

    ударил барабан по жизни! – Взвой же, вонь,

 

    и взвейся из нутра, испуганный огонь!

 

    Долдонь по жизни – вот и вся задача.

 

Tutti:

 

    А сад по ветру тащится что кляча,

 

    и свечи с двух концов пылают, чуть не плача.

 

Рояль:

 

    На черном теле мертвого рояля

 

    лежу, ладонью, словно ликом, бел.

 

    Лежу-гляжу и сам не знаю, я ли

 

    от дивного виденья оробел.

 

    И уши, словно лошади, сторожки.

 

    Еще стучится сердце в кулаке,

 

    а линии уже проходят, как дорожки,

 

    по распятой на вечности руке.

 

Tutti:

 

    Куда они ведут?

 

Рояль:

 

                      При трех свечах гаданье,

 

    и обрученье с болью и с судьбой,

 

    и еле слышное воздушное свиданье

 

    с былым и с будущим собой.

 

    При восковых слезах трех свечек, а гобой

 

    поет мне, что картинкой мирозданье

 

    налипло на сердце.

 

Рояль:

 

                      А сердце на виду...

 

Tutti:

 

    Стучит на выставке продажною моделью...

 

Рояль:

 

    И подрядясь на черный час к безделью,

 

    вкруг пальца ночь я обведу.

 

Tutti:

 

    Ночь, зеркало и сад, три свечки и листочки,

 

    уже бумажные, с помарками примет...

 

Рояль:

 

    И возникает бытие из точки.

 

Tutti:

 

    Которой – всею медью! – нет!

 

Рояль:

 

    Но буду я любить описку, опечатку...

 

Tutti:

 

    Которой нет!

 

Рояль:

 

                      И можно щеголять,

 

    надев на пальцы, как штаны, перчатку,

 

    и под сурдинку – тра-ля-ля! – гулять.

 

Tutti:

 

    Под Новый Год все веселы и пьяны.

 

    Под Новый Год, но злобствует фагот:

 

    А по сердцу мороз, поди, дерет?

 

Рояль:

 

    Я – те взбесившиеся фортепьяны,

 

    что осмеял когда-то Дидерот.

 

    А контрабасы загудели: Те ли?

 

Рояль:

 

    А хоть бы те – не выест очи стыд!

 

Tutti:

 

    И сколько музыкальной канители

 

    на ели на рождественской блестит!

 

Рояль:

 

    Какой там сад! Я умопомрачитель...

 

Tutti:

 

    Рачительный!

 

Рояль:

 

                      На поприще вещей.

 

    Я еле начатый самоучитель

 

    при свете трех заплаканных свечей.

 

Tutti:

 

    Мелодии ручей...

 

Рояль:

 

                      Кой черт мне поручитель,

 

    что я себе родня, а не ничей?

 

Tutti:

 

    И музыка течет всё горячей.

 

Рояль:

 

    Я недоконченный самоучитель,

 

    закапанный слезою восковой.

 

    И больно-больно ластится гобой:

 

    Ту-ту! Уехало. Тю-тю! Свисточек.

 

Рояль:

 

    А где-то, может быть, уже тю-тю и я,

 

    и даже звездное скопленье точек

 

    останется без бытия.

 

    Без поля, без движения, без массы,

 

    не существуя, через не могу. –

 

    Еще бы! – свищут флейты-пустоплясы,

 

    и филинами контрабасы:

 

    Угу! Так, так! Угу! Угу!

 

Рояль:

 

    Отдать на откуп скуку бедокурам!

 

    Бу-бу! – бубнится барабанным шкурам. –

 

    Ура! Разы разят, рожаясь, за разами.

 

    Ду-ду! Беда идет войною на беду.

 

Рояль:

 

    Как девку с разодетыми глазами...

 

Tutti:

 

    Вкруг пальца ночь я обведу.

 

    Источник музыки...

 

Рояль:

 

                      Забил из точки.

 

Tutti:

 

    Порхают по ночи листочки и свисточки,

 

    и сад в кулак собрался, как в отъезд,

 

    как дым развеялся...

 

Рояль:

 

                      А стыд глаза не ест,

 

    и только я своим гаданьем донят.

 

    А барабаны по нутру долдонят.

 

    Виолончели, точно зеркала

 

    прудообразные, вращаются, колебля

 

    изломанные лучики свечей.

 

Рояль:

 

    И зло ползет из-подо зла,

 

    Харонов пруд и труд! Туманный выдох: гребля.

 

    И может быть, себе до кончиков ногтей,

 

    трех свеч моих желтей, я стал уже ничей.

 

    И три старушки, сидючи в сторожке,

 

    у церковки гадают налегке.

 

    И я теперь как от просвирки крошки...

 

Tutti:

 

    И сад развеялся в зеркальном далеке...

 

Рояль и Tutti:

 

    А линии уходят, как дорожки,

 

    по распятой на музыке руке.

 

1-17 января 1971