Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Сергей Петров

Я иль не я?

 

1

 

Я иль не Я? Вот мой вопрос, и Гамлет

идет, как лысый ворон, в уголок,

а разумом по-человечьи храмлет,

себя с ноги спуская, как чулок;

из жизни теребя кровавый клок,

жует и, не прожевывая, мямлит

гнусавые, как смерть, слова, слова, слова!

– Ах, государыня, дурная голова!

Ты, словно гузно, на внебрачном ложе

вкушаешь страсти по евангелистам

всё судорожнее и всё моложе.

А я валяюсь томом многолистым,

привязанным, как пес, к родимому заглавью.

Я иль не Я? И вот вожу пером,

как сломанной ногой, умом и наг и хром,

и оборачиваюсь я по-волчьи явью

(к себе), как задом. Или же нутром?

Хромая разумом, как человек Паскалев,

шагаю в бой, как однолицый полк,

и, зубы шаткие над падалью поскалив,

сижу да вою, будто куцый волк.

А мой вопрос хрипит, как горло в стужу,

а мой вопрос торчит, что кость из глотки,

и сам изглодан я. И из себя наружу

не вылезть мне, как из колодки,

куда заключена моя

хромая, сгорбленная, как Яга,

с коленом лысым голая нога,

такая умная, такая костяная,

что усмехаюсь я, исподтишка стеная,

и отвечаю: это, знамо, я.

 

2

 

Ох ты! Всечеловеческое знамо!

Ты знамя беспросветного ума...

Как пауза, орет разинутая яма,

и Гамлет движется, как сам себе тюрьма,

как распадающаяся темница,

и тела черствые и нищие куски,

и косточки обглоданной тоски

в суме – в сумятице! – друг другу так близки,

что всё живое, как в пролете, мнится

в готическом просвете на заре, –

а смерть уже светлеет на дворе,

по краешку зари крадется, словно память.

А двор – как мир ночной в зияющей дыре,

и призраками в черном серебре

его успела жизнь моя захламить.

И Гамлет руку жмет безжалостно и жалко.

По воздуху пускается в бега

увенчанная черепом нога.

А нежность, как прозрачная русалка,

из омута цветочного плывет.

Луна растаяла. Офелия живет.

И на годах мне ворожит гадалка,

и травы сохлыми глазами ворошит,

и волчьи зубы беспощадно щерит.

И пережит я, словно перешит,

и налит ум змеиным ядом в череп.

В короне балаганится король.

А мой вопрос торчит гвоздем наружу.

И через силу я играю роль,

но слов заученных ничем я не нарушу.

 

3

 

И Гамлет движется, как Тени тень

(за пазухой какой-то тенькнул птенчик),

и прыгает шутом измученный Монтень,

а философия повисла, как бубенчик

на конусе бумажном колпака,

и старческого трепака

отплясывает батюшка Полоний.

Я иль не Я? И всё всегда пока.

И тает полночь. И любовь – в полоне.

Хохочет замок, взявшись за бока,

прошелся месяц по железной каске...

А тьма прядет неласковые сказки,

и скачет на ноге Яга без посошка.

А время – колесом, столетия – вприпрыжку,

и вечность – точно череп на колу.

И чувствую вопрос, как адову отрыжку.

А горло – пекло. К черту в кабалу

пошли пешком, как Божье стадо, чувства,

не стало им ни жизни, ни жилья.

А бытие стоит, как Богово искусство,

с вопросом поперек: не Я иль Я?

 

3 марта 1974